4978

Сложившуюся ситуацию в эксклюзивном интервью нашей газете комментирует депутат мажилиса Светлана РОМАНОВСКАЯ (на снимке)

В Астане на пассаж российских журналистов отреагировали практически молниеносно: вчера же вице-министр национальной экономики Кайырбек УСКЕНБАЕВ (на снимке) и его коллега из Минсельхоза Ермек КОШЕРБАЕВ (на снимке) горячо убеждали журналистов, что из торговли двух стран изымается - всего лишь навсего! - некачественная продукция. Так активно убеждали, что породили еще больше сомнений. Журналисты, обступившие замглавы Миннацэкономики, едва не сели от удивления, когда он сообщил: о том, что ранее казахстанская делегация планировала обсудить с российской стороной торговые взаимоотношения, он впервые услышал от них. Медийщики - по доброте душевной - посоветовали г-ну Ускенбаеву залезть в Интернет и убедиться в этом.

Журналисты “поймали” вице-министра нацэкономики рес­публики в мажилисе после заседания совета по экономической политике при фракции партии “Нур Отан”.

- Никакой торговой войны нет! - отрезал Кайырбек Ускенбаев. - Россия - самая дружественная и близкая нам страна. С Россией и Белоруссией интеграция идет полным ходом. Есть обеспечение безопасности страны. Если те или иные продукты, из какой бы страны они ни были, не соответствуют критериям, которые обеспечивают безопасность, никто не желает потреблять их. Речь не касается России, а речь касается конкретно какого-то предпринимателя, который выпускает недоброкачественную продукцию. А возводить это в ранг государственной политики абсурдно!
По его словам, проблема в конкретных производителях.
- Есть недоброкачественные действия отдельных предприятий, которые свою некачественную продукцию на наши полки поставляют. Независимо от того, казахстанское это предприятие, российское, американское, английское или какое-то другое, без разницы. Мы не потерпим, чтобы некачественная продукция была на наших столах, будь это некачественная казахстанская продукция в России или где-то в какой-то стране! - разошелся вице-министр нацэкономики. - Поэтому надо говорить - не Россия, а ТОО “Иванов” или ТОО “Мыржакпаев” неправильно сделало, мы его продукцию изымаем.
Такого же мнения придерживается и Ермек Кошербаев из Минсельхоза:
- То, что сейчас многие называют “торговой войной” - никакая не война. Наши экспортеры как поставляли товар, так и поставляют. Надо соответствовать тем требованиям, которые установлены: требованиям технического регламента, ветеринарным сертификатам и другим документам. Если обнаружено что-то в товаре, значит, нужно делать, чтобы этого там не было. Это нормально. И не стоит драматизировать.
Если товары не соответствуют требуемым нормам, почему их не изымать? - риторически продолжил он. - Это заложено в документах Евразийского экономического союза. Все правильно сделано. И раньше это было, вы (журналисты. - Т. К.) просто не мониторили ситуацию. Посмотрите, по итогам прошлого года сколько Роспотребнадзор, Сельхознадзор изымали те или иные товары, которые были без соответствующих сопроводительных документов, маркировки.
Мы рассчитываем, что через какое-то время ситуация выправится, - резюмировал вице-министр.
Что же все-таки происходит между нашими странами? Депутат мажилиса Светлана РОМАНОВСКАЯ, многие годы возглавляющая Казахстанскую лигу потребителей, считает: все дело в пробелах нашего законодательства и в пассивности отечественных бизнесменов.
- Мы столкнулись с жесткой позицией России, - заявила она нашему корреспонденту. - У россиян есть только свои интересы, а наши они не учитывают. Мне недавно рассказали историю одного казахстанского производителя счетчиков. Он открыл завод, полностью соответствующий всем российским стандартам. Его конкуренты из России поставляли свою продукцию в Европу, так что все были довольны. Но затем начались мировые трудности, европейский покупатель перестал брать российский товар. Тогда в России изменили ГОСТы под своих производителей, а казахстанский бизнесмен остался за бортом. Чтобы соответствовать новым стандартам, нашему производителю надо ставить новый цех за миллион долларов, а у россиян уже все есть! Вот они и “убрали” конкурента. И это только один пример, но фактически многие казахстанские бизнесмены столкнулись с тем, что в России совсем другие стандарты и требования. То есть их рынок для наших закрыт. Но при этом казах­станский рынок широко распахнут и для россиян, и для белорусов.
- То есть проблема - в требованиях государства к товарам?
- Не только. Огромная проблема, я считаю, кроется в нашей расслаб­ленности. Наш бизнесмен - слабак! У нас привыкли, что в любой трудной ситуации надо просить помощи у государства: оно и программы разработает в помощь бизнесу, и кредиты дешевые даст. Главное - чтобы человек что-то производил или продавал, тогда ему будут помогать изо всех сил. Тот, кто способен производить более-менее качественный товар, даже не заморачивается на рекламу, на связь с потребителем. Покупают - и ладно. И поэтому у нас на права потребителей долгие годы никто не обращал внимания.
Наш производитель не привык, что его продукция будет проходить через лаборатории, кто-то всерьез будет проверять состав, химикаты и так далее. На наш рынок завозится огромное количество продуктов, которые вообще никто не осматривает! И россияне знают, что здесь нет таких требований, как в их родном государстве - потому лезут к нам и везут все подряд. Нам надо радоваться, что удалось остановить хотя бы испорченную российскую курятину. Ее действительно нельзя употреблять в пищу.
- Если с курятиной все понятно, то по молоку уже не один год продолжаются споры. В Казахстане восстановленное молоко хотят называть молочным напитком, а в России настаивают: это и есть молоко. Не из-за этого ли несколько российских производителей не могут поставлять свою продукцию на казахстанские прилавки?
- Говорить можно что угодно. Но! У нас ни в одном законе нет термина “молочный напиток”! То есть под видом молока можно продавать все, что угодно, - чем наши производители успешно и занимаются. Есть, например, такие, кто разливает по бутылкам пальмовое масло. И ничего - покупают! Я же говорю: у нас невероятно расслабленный бизнес! Все условия созданы, чтобы производить и продавать, а про потребителя никто не думает. Запретить могут только товар, который действительно испорчен - как ту же курицу. Но чтобы найти сальмонеллу в курятине, надо хотя бы досмотреть партию. Для этого надо проводить проверку, а проверки у нас до недавнего времени были запрещены мораторием. И он, кстати, распространялся на всех предпринимателей - не только на отечественных. А в итоге страдает покупатель. Я 20 лет твержу: пока у нас не будет нормальной системы по защите прав потребителей и потребительского всеобуча, до тех пор ни один государственный орган на территории Казахстана не сможет навести порядок.
- Но помимо государства за качество товара отвечают продавец, торговая сеть, администрация рынка и так далее.
- А вы видите заинтересованность рынков и магазинов продавать качественное? Я не вижу. Всех интересует только одно - прибыль! Торговые центры, например, скупают россияне. Это уже ни для кого не секрет, куда ни ткни - там администрация в Москве сидит, тут какие-то люди из Сибири. А если россияне владеют торговой сетью, то чей товар они выложат на лучшие места? Конечно, российский. А российский производитель будет давать скидки, вытесняя казахстанских конкурентов.
- Это и есть один из признаков “торговой войны”, не так ли?
- Я убеждена: никакой торговой войны нет. Сейчас стороны выясняют, как работать в новых условиях. Это вызов для всех - и для производителей, и в первую очередь для государства. В России защита собственного рынка - вопрос государственной политики. Роспотребнадзор уже давно стал политическим инструментом. Испортились отношения с Грузией - запретили ввоз “Боржоми”. Испортились с Украиной - ограничили поставки конфет “Рошен”. Из Беларуси нельзя ввозить молоко, из Литвы - определенные виды товаров. И кто что скажет? Это и есть государственная политика.
- Выходит, наше государство и наши производители просто не готовы работать в едином экономическом пространстве с Россией?
- Это опять-таки вопрос расслаб­ленности. Казахстанский бизнесмен не станет ввязываться в дело, если прибыль меньше 50 процентов. А россияне готовы работать и за 15 процентов, потому что привыкли к жесткой конкуренции в отличие от наших, тепличных, для которых настоящие трудности еще даже не начались. Ну запретили кому-то поставлять айран в Россию - разве это проблема? Вот когда из-за дешевых российских товаров начнут закрываться производства, тогда бизнес действительно взвоет. И в этот момент бизнесмены поймут, что надо думать не только о своих сверхдоходах, но и о потребителе: продавать ему качественный товар, а не что попало разливать по бутылкам. Благодаря конкуренции в итоге должен выиграть потребитель, но произойдет это только в том случае, если государство будет жестко спрашивать с продавца и производителя.

Талгат КИРБЕТОВ, Астана, Михаил КОЗАЧКОВ, Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы

Из досье

Как мы колбасились

Как известно, девальвация рубля, случившаяся на финише прошлого года, не лучшим образом отразилась на отечественном производителе: казахстанские товары попросту не могут конкурировать с российскими по цене. С тех пор не стихают разговоры о том, что Казахстану нужно ограничить ввоз российской продукции.
- Особенно остро стоял этот вопрос в декабре-январе, когда казахстанцы массово ринулись в Россию скупать автомобили, которые враз подешевели там чуть ли не вдвое, и бытовую технику. В феврале Нацпалата предпринимателей даже предложила временно запретить ввоз авто из РФ, однако идея эта не получила поддержки в правительственных кругах.
- Последнее время конкурентный вопрос вновь актуализировался. Практически каждую неделю в республике из торговых сетей изымают продукты российского производства. Только в марте из торговых точек Астаны, Северо-Казахстанской, Атырауской и Актюбинской областей было изъято пять тонн куриного мяса российского производства. Как сообщила тогда по этому поводу пресс-служба комитета по защите прав потребителей (КЗПП) Миннацэкономики, более чем в одной тонне забракованной продукции содержалась патогенная микро­флора - Salmonella Enteriса группы С и Salmonella Virchow. Кроме того, в первый месяц весны из казахстанских магазинов изъяли более 2,5 тонны молочной продукции, также произведенной в РФ. По данным КЗПП, в сыре и сгущенке содержалась кишечная палочка, в молоке выявлено заниженное содержание сухого обезжиренного молочного остатка, а в йогуртах обнаружили несоответствие по физико-химическим показателям. В конце марта в российских мясопродуктах, распространявшихся в Алматинской области, была найдена кишечная палочка. А в 13 наименованиях продукции российских фирм отечественные санврачи обнаружили ДНК свиньи - при том, что в маркировке товара свинина указана не была. В российских колбасах и сосисках выявили также повышенное содержания нитрита натрия. Не соответствует техрегламенту и исследованная специалистами КЗПП российская масложировая кондитерская продукция (подсолнечное масло, майонез, шоколад, конфеты).
- Тем временем россияне тоже активно принялись тщательно исследовать казахстанскую продукцию. По опубликованной на днях на сайте Роспотребнадзора информации, в Курганской области выявлены молочные продукты из Казахстана с маркировкой, не соответствующей установленным требованиям: они не содержали информацию о фирме в РФ, уполномоченной принимать претензии от потребителей. В Челябинской области при исследовании пастеризованного молока казахстанского производства установлено несоответствие по жирно-кислотному составу и содержанию сухого обезжиренного молочного остатка. В обезжиренном кефире обнаружено содержание бактерий группы кишечной палочки, превышающее гигиенические требования. Между тем в Омской области было установлено превышение гигиенических требований по содержанию нитратов в казахстанских дынях, а в Курганской области - в свекле. А в начале апреля россияне не пропустили 175 тонн курятины из США, предназначенной для Казахстана, ссылаясь на грубые нарушения ветеринарно-санитарных требований Таможенного союза.

А тем временем

В Кремле отвергли утверждения о “торговой войне” между Россией и Казахстаном. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий ПЕСКОВ (на снимке) назвал такие формулировки некорректными и сильно преувеличенными.
- Я думаю, что это достаточно сильное преувеличение. А что конкретно происходит, я сейчас не имею информации. Но в любом случае, я думаю, что такие формулировки, как “торговая война”, не совсем корректны, - сказал Д. Песков, отвечая на вопросы журналистов.

РИА Новости

Поделиться
Класснуть