12266

Минздрав: первая кровь

Минздрав: первая кровьНа днях комиссия Минздрава закончила проверку Республиканского центра крови (РЦК) и Научного центра педиатрии и детской хирургии (НЦПиДХ), замешанных в недавнем скандале с заражением детей гепатитом C. Результаты проверки едва уместились на трех десятках страниц, однако описать все происходящее в этих медучреждениях можно одним словом: бардак.

Что за комиссия, министр?

Как мы уже сообщали, с открытым письмом к президенту страны обратились матери детей, больных раком крови, которых в больницах заразили гепатитом С (см. “Спасти свою кровиночку”, “Время” от 15.12.2009 г.). Женщины попросили главу государства защитить их от произвола врачей и оказать помощь в лечении страшного недуга. По словам несчастных матерей, которые объединились в инициативную группу, сегодня в Казахстане несколько тысяч детей, больных лейкемией, которым регулярно требуется переливание крови и ее компонентов. Вот только процедура эта все больше напоминает русскую рулетку: заразят - не заразят? Для обессиленного раком детского организма гепатит - это как контрольный выстрел, после которого шансы выжить стремятся к нулю.
И вот в скандал вмешался Минздрав. Комиссию, которая должна была проверить мед-учреждения, названные в письме президенту, назначил сам министр здравоохранения Жаксылык ДОСКАЛИЕВ. Это произошло
10 декабря - на следующий день после того, как матери объявили на всю страну о своей боли. Срок проведения проверки Жаксылык Акмурзаевич определил сжатые - с 11 по 15 декабря.
В пятницу, 11 декабря, комиссия прибыла в центр педиатрии только к обеду, и в весьма сокращенном составе: приехали те, кто успел получить приказ и собраться. Следующие дни - 12 и 13 декабря - выпали на субботу и воскресенье, когда у большинства врачей выходные, поэтому работа ревизоров была фактически парализована - проверять было некого. И только в понедельник, 14 декабря, комиссия основательно приступила к своей работе - согласно графику, сначала в центре крови. Директор РЦК Алик ИСКАКОВ очень долго знакомил проверяющих со своими подчиненными и держал пламенные речи. Словом, время снова было упущено. А на следующий день, 15 декабря, когда наступили последние сутки проверки, Искаков собрал весь медперсонал в актовом зале и долго поздравлял всех с грядущим Днем независимости. Комиссия опять не смогла полноценно работать: врачей не было на рабочих местах.
Словом, либо так совпало, либо кому-то было выгодно, но проверка получилась весьма куцей и местами неглубокой. Но даже этого хватило 13 проверяющим, чтобы поставить скверный диагноз работе своих коллег из обоих проверяемых медучреждений. Итоги проверки оказались в распоряжении редакции, и в этом материале мы опираемся исключительно на выявленные комиссией факты.

А кому гепатит бесплатно!

Как показала проверка, детей, лечащихся в центре педиатрии, все-таки заражают гепатитом: в 2008 году зараза была обнаружена у 70 малышей, а в 2009 году - уже у 79. На протяжении этих двух лет врачи центра разбирали на планерках практически каждый случай заражения ребенка, но постоянно успокаивали самих себя: гепатит якобы заносится извне. Вот только почему-то директор центра педиатрии Ермек АЯЗБЕКОВ не потрудился обследовать семерых своих подчиненных из хирургического и реанимационного отделений на наличие у них гепатита В и С, а это - грубейшее нарушение приказа Минздрава: ведь прежде всего именно больные врачи могут легко распространять заразу.
Большой вопрос - как проводили диагностику гепатита С в центре педиатрии. Например, только в ноябре 2009 года лаборатория якобы обнаружила вирус в 17 образцах крови. Однако, когда кровь на всякий случай сдали на дообследование в Республиканский центр СПИД, половина образцов оказалась “чистой”. Тот факт, что в центре педиатрии тесты дают неверные результаты, не насторожил руководство - там исправно полагаются на допотопное медицинское оборудование сборки 30-летней давности. А вдруг оно в следующий раз не заметит заразу?
Нарушения, обнаруженные в ходе беглой проверки, можно перечислять и дальше: зараженных гепатитом доноров врачи не заносили в категорию “забракованных”, журнал регистрации переливаний крови ведется небрежно и с множеством исправлений, качество крови многих доноров вообще не подтверждено, дозы переливаемых компонентов крови определяются на глаз, одноразовые шприцы могут использоваться многократно (!!!), врачи на рабочем месте не проводят дезинфекцию остатков крови.

Инфекцию - в общий чан

А вот в центре крови комиссия, едва начав проверку, тут же оторопела: в РЦК вообще не оказалось разрешения Минздрава на работу с некоторыми вирусами, в том числе и с гепатитом. Точнее, письма о получении разрешения проверяющим предъявили, вот только все они оказались подделкой.
Как и в центре педиатрии, в центре крови каждый десятый сотрудник не привит от гепатита.
Но самое страшное было впереди. Комиссия выяснила, что 12-летней девочке в 2006 году перелили концентрат тромбоцитов, заготовленный в РЦК от донора-врача. У этого человека 4 раза был выявлен гепатит, однако он продолжал за деньги сдавать свою зараженную кровь и сделал это… 20 раз!
А теперь на минутку отвлечемся на технологию производства компонентов крови. В мире работают всего 15 заводов по производству препаратов крови, в том числе и в РЦК. Везде, прежде чем запустить кровь в производство, врачи проводят ее исследование так называемым методом ПЦР (полимеразной цепной реакции), который позволяет обнаружить гепатит С и изъять зараженный материал. Так делают везде, но только не у нас. В РЦК нет ПЦР-диагностики, а донорская кровь, которая поступает из всех регионов страны, вливается в общий чан - безо всяких проверок.
Один донор - назовем его Серик - 3 марта этого года сдал свою кровь в РЦК. Из нее изготовили сразу несколько компонентов - эритроцитарную массу и плазму. Эритроциты сразу выдали в 7-ю больницу, где перелили человеку, который через несколько дней умер. А плазму Серика направили на производство альбумина - в сентябре слили в один чан вместе с дозами других 57 доноров. Производство альбумина занимает месяц, а это значит, что уже в октябре кровь Серика пошла “в дело”. Однако в процессе проверки вдруг выяснилось, что у Серика еще весной - через две недели после того, как он сдал кровь, - обнаружили гепатит С. Только процесс переработки его крови почему-то не остановили.
А вот кровь двух других доноров еще лежала в карантине, готовая к раздаче, когда пришла комиссия и увидела, что и она заражена гепатитом С. Если бы не проверяющие, кровь спокойно могли перелить больным, в том числе и детям.
18 марта донорами в РЦК стали 55 человек, вот только позже семеро не вошли в официальную отчетность. Теперь комиссия гадает, куда делась кровь той “великолепной семерки”? Продана? Не учтена? А вдруг она не проверена на ВИЧ и гепатит?
А еще выяснилось, что директор РЦК Искаков установил собственные сроки пребывания донорской плазмы на карантине - 4 месяца. И этим самым нарушил приказ Минздрава от 2005 года, который предписывает хранить плазму не менее 6 месяцев. Такая цифра взята не с потолка - именно после этого срока в крови можно обнаружить вирус гепатита и успеть не перелить ее пациентам. Неужели г-н Искаков считает свои распоряжения выше приказов министра? И вообще зачем директор РЦК сократил срок карантина? Может быть, для того чтобы улучшить показатели обеспечения мед-организаций кровью?

После такой проверки комиссия даже не стала делать выводов - факты и так говорят сами за себя. Вот только одного проверяющие не могли понять. Согласно приказу Минздрава от 2002 года контролировать гепатит обязана Республиканская СЭС. Ее бывший руководитель, а ныне главный санитарный врач страны Кенес ОСПАНОВ должен был проводить внешний контроль качества и давать оценку исследованиям крови на гепатиты как в РЦК, так и центре педиатрии. Вот только ни одной такой проверки СЭС за последние годы не провела.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть