9563

Мурат КУДЫШЕВ, заместитель акима Алматы: пора менять Систему

Мурат КУДЫШЕВ, заместитель акима Алматы: пора менять СистемуВ минувшую пятницу, 22 января, маслихат Алматы утвердил бюджет на 2010 год. Он составит более 243,6 млрд. тенге. Как будут расходоваться деньги, какие проблемы с финансами уже есть и еще могут возникнуть у южной столицы? Об этом и многом другом рассказал газете “Время” заместитель акима Алматы по финансам Мурат КУДЫШЕВ (на снимке).

Социалка - это святое

- Реальный бюджет города (за вычетом перечислений в республиканскую казну. - Р.Б.) составит 175 млрд. 460 млн. тенге. В прошлом году Алматы как город-донор перечислил в республиканский бюджет около 55 млрд. тенге. В 2010-м мы также отдадим республике аналогичную сумму. Плюс к этому передаем центральным органам более 10 млрд. тенге на финансирование городской системы здравоохранения: отныне медучреждения города будут получать финансирование централизованно - в зависимости от того, сколько человек они пролечили. В целом бюджет Алматы 2010 года сохранит социальную направленность. Мы не будем сокращать социальные программы. По некоторым позициям даже запланирован рост. Финансовое содержание образования, социальной защиты, культуры и прочих социальных сфер сохранится на том же уровне. Кстати, с 1 июня предусмотрено увеличение заработной платы бюджетников на 25 процентов. Кроме того, планируется сохранить городское специальное пособие для пенсионеров в размере 1 МРП ежемесячно. Конечно, это немного, но в других регионах и такого нет. А вот проекты, связанные со строительством новых дорог, школ, капитальным ремонтом зданий, приобретением техники и т.д., будут профинансированы за счет республиканских трансфертов. Сейчас шоковое состояние, которое мы испытывали в конце позапрошлого - начале прошлого годов, проходит. Будет продолжена государственная программа кредитования реального сектора - бизнес получит поддер-жку. Поэтому есть все основания предполагать, что в течение года мы будем пересматривать бюджет в сторону увеличения. Как выяснилось, в кризисе есть и положительные моменты. Если в прошлые годы основная задача госорганов состояла в максимальном освоении бюджетных средств, то сейчас мы концентрируемся на эффективности бюджетных затрат с ориентацией на конечные результаты.

Мурат КУДЫШЕВ, заместитель акима Алматы: пора менять СистемуНеплательщики налогов проснутся знаменитыми

- Алматы - единственный город, который представил свой антикризисный бюджет. Мы заложили в городскую антикризисную программу три основных индикатора эффективности использования бюджетных средств.
Первый - увеличение казахстанского содержания. То есть мы хотим сделать все максимально возможное, чтобы в госзакупках участвовали в первую очередь казахстанские компании.
Второй - рабочая сила. Мы намерены трудоустроить как можно больше людей, чтобы не допустить обвального роста безработицы.
Третий индикатор - налоги. В прошлом году мы около 112 млрд. тенге из бюджета распределили как антикризисные средства. Планировали создать 15 тысяч рабочих мест, а в итоге создали 18 тысяч. Казахстанское содержание нам удалось довести до 80 процентов. Единственное, в чем мы не преуспели, это налоги: планировали собрать 12-13 млрд., а собрали чуть больше 5 млрд. тенге. В этом году мы намерены улучшить налоговое администрирование. Будем проводить встречные проверки: во время подъема экономики бизнес Алматы практически перешел на “белые” выплаты, сейчас же он снова уходит в тень - занижает численность сотрудников, выплачивает зарплату в конвертах и т.д.
Кстати, большой резонанс вызвала ваша статья о долгах автовладельцев перед бюджетом (см. “Полубоги не платят налоги”, “Время” от 14.1.2010 г.). Сразу же увеличилась собираемость этого вида налогов. Сейчас мы совместно с налоговым департаментом решаем вопрос о том, чтобы опубликовать списки владельцев элитных домов, квартир, земель, имеющих налоговую задолженность.

Зачем зоопарку “Камри”?

- Вообще у акимата немало скрытых резервов. В первую очередь - государственные коммунальные предприятия (ГКП). Там сегодня хватает бардака. Сейчас мы пытаемся навести там порядок, и небезуспешно. К примеру, в прошлом году 18 наших ГКП понесли убытки на общую сумму 3,5 млрд. тенге. А на 1 января 2010 года в городе осталось 10 ГКП с общими убытками 825 млн. тенге. Избыточное количество коммунальных предприятий и раздутая численность их сотрудников - вот что съедает значительную часть бюджета. Сейчас мы разрабатываем программу, задача которой - оптимизировать работу этих предприятий, сократить численность работников, снизить расходы. Случаев неэффективного использования государственных средств много. К примеру, в конце прошлого года новый директор Алматинского зоопарка приобрел для служебного пользования автомобиль “Тойота Камри” за 5 млн. тенге. Не время сейчас на “Камри” в зоопарк ездить!
Сегодня госорганы 80 процентов рабочего времени тратят на проведение госзакупок. А на основные функциональные обязанности у них остается всего ничего. Вот почему проблемой ГКП практически до сего времени не занимаются.
Будут сокращены расходы на вспомогательные службы, административно-управленческий персонал. Их необходимо реструктуризировать по примеру Горводоканала, который уже вышел на безубыточную точку деятельности и сейчас занимается обновлением своих сетей. Думаю, что есть смысл консолидировать доходо-
приносящие коммунальные предприятия в одно. За счет этого можно будет повысить эффективность работы предприятия. Допустим, на катке “Медео” прокат коньков передан в руки частной компании, а ГКП “Медео” получает с этих денег только арендную плату - за 70 квадратных метров. Хотя доходность этого бизнеса очевидна. Доходы от организации на катке горячего питания тоже проходят мимо муниципального предприятия. Понятно, что оно, не успев начать работу, уже планирует убытки на конец года. Можно спортивные объекты - такие, как “Медео”, Центральный стадион, комплекс лыжных трамплинов, - объединить под одну управляющую компанию, существующую за счет их бюджета, с четко поставленными задачами. Таким же образом можно объединить культурно-зрелищные объекты - зоопарк, цирк, театры. То есть если создать компанию, которая будет грамотно управлять всеми этими объектами, в которой будут работать профессиональные кадры, то мы только выиграем от этого.
Или другой пример: я несколько месяцев пытаюсь получить от дирекции строящегося метрополитена финансовые расчеты по эксплуатации подземки после ее ввода. Но ясности до сих пор нет - я не знаю, во сколько это обойдется местному бюджету. Одно можно смело предположить: метро будет дотационным объектом.

Прозрачнее надо, ребята!

- По “Алматыпаркингу” много вопросов. Это какая-то непрозрачная структура. Но, с другой стороны, такая служба городу нужна. В категорию убыточных эта компания не входит, и мне сложно оценивать ее деятельность. Скажу только, что аким поручил навести в ней порядок. Так что к этой теме мы еще вернемся.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть