13021

Религия - опиум для сената

Религия - опиум для сенатаИстория с изданием нового учебника по религиоведению, повергшего в шок религиоведа Артура АРТЕМЬЕВА (см. “Прочитал и ужаснулся”, “Время” от 15.4.2010 г.), оказалась куда серьезнее и увлекательнее, чем могло показаться на первый взгляд.

“Основы религиоведения” для девятиклассников, написанные группой авторов во главе с депутатом сената философом Гарифоллой ЕСИМОМ, теоретически и не должны были стать учебником.
Во-первых, книга трижды не прошла экспертизу в Республиканском научно-практическом центре (РНПЦ) “Учебник”.
Во-вторых, Министерство юстиции, которое курирует деятельность религиозных концессий, выдало по поводу “Основ” отрицательное заключение.
В-третьих, книга не вошла в перечень рекомендованной для школьников литературы на 2010-2011 учебный год, который утвержден приказом министра образования и науки РК Жансеита ТУЙМЕБАЕВА 5 апреля 2010 года. Правда, издание все-таки удостоилось официального статуса - только в качестве факультативного (то есть необязательного) учебного пособия. И то не для детей, а для их педагогов.
Спрашивается: почему эта книжка вообще очутилась в списке рекомендованных для школы?
Начнем с того, что курс основ религиоведения в школьную программу был включен в прошлом году июльским приказом МОН РК № 359. И тут же закипела работа над созданием учебников по новой дисциплине. Авторский коллектив Гарифоллы Есима продемонстрировал завидную оперативность, и спустя всего пять месяцев после министерского приказа - в декабре прошлого года - его творение получило первые заключения Минюста и РНПЦ “Учебник”.
28 декабря прошлого года за подписью вице-министра юстиции РК Марата БЕКЕТАЕВА в адрес Минобразования ушло письмо: учебник “Основы религиоведения” нужно качественно проработать с использованием российского опыта.
Учебник был доработан с учетом замечаний, но не прошел ни вторую, ни третью экспертизы.

Но вот что интересно. В печать учебники “Основы религиоведения” и “Дiнтану негiздерi” (казахскоязычный вариант) были подписаны 25 января 2010 года - за 10 дней до последнего заключения экспертизы, датированного 4 февраля 2010 года.
Мы связались с одним из рецензентов, дававшим оценку труду авторского коллектива, - главным экспертом Института парламентаризма НДП “Нур Отан” Сериком АМИРГАЗИНЫМ.
- Мне недавно сообщили, что книга была выпущена. Это незаконно! - заявил он. - Я еще тогда (во время проведения экспертизы. - А. А.) говорил, что этот учебник скорее для религиоведов, чем для школьников. Я так и написал в своем заключении: выпуск учебника для школы нужно запретить. Книга носит провокаторский оттенок.
Тем не менее учебник появился на прилавках. А замдиректора РНПЦ “Учебник” Мариям МУКАТОВА утверждает: несмотря на замечания экспертов, авторы спорного пособия, не выполнив их рекомендаций, стали “продавливать” свое детище.
- Гарифолла Есим разослал в региональные управления образования письма с призывом приобретать его учебники, хотя на тот момент еще не было приказа МОН РК с перечнем рекомендуемой учебной литературы, - сообщила она.
А 9 апреля автор от имени группы своих коллег-сенаторов направил на имя премьер-министра Карима МАСИМОВА депутатский запрос с просьбой... слить центр “Учебник” с Национальной академией образования. Это, по его мнению, позволит повысить качество всей школьной литературы.
Директор РНПЦ “Учебник” Алма АБЫЛКАСЫМОВА убеждена: этого делать нельзя.
- Наш центр был создан по распоряжению президента в 2004 году, когда на съезде учителей он подверг резкой критике появившиеся в то время учебники нового поколения. Да, нынешние тоже не идеальны, но мы пытаемся выбирать лучшее из худшего: выбор авторов невелик. Если функции экспертизы учебников передать в Национальную академию образования, то получится, что они (авторы учебников. - А. А.) сами себя будут рецензировать. Разве может быть контроль эффективным, если проверяющий и проверяемый - звенья одной цепи? - задается риторическим вопросом г-жа Абылкасымова.

Тут мы воскликнули: “Автора!” и позвонили сенатору Есиму.
- Гарифолла Есимович, какая связь между вашим депутатским запросом и тем, что РНПЦ “Учебник” не рекомендовал эту книгу для девятиклассников?
- Вы думаете, я на кого-то обижен и поэтому направил запрос? Ничего подобного! Мой учебник есть в списке, он вышел - пусть и как пособие для учителей. Я думаю, до осени педагоги выскажут свои соображения, и с их учетом мы книгу доработаем.

- Вы действительно незадолго до подписания приказа обращались в региональные управления образования с просьбой приобретать ваши учебники?
- Да - как автор. Я лишь просил рассмотреть такую возможность, предложил им, поставил в известность.

- Допустим. Но вы сделали это на фирменном бланке сената и подписались депутатом верхней палаты парламента. Разве это не использование служебного положения в личных целях?
- Да ну что вы! Разве у депутата есть какая-то власть? Я ведь предлагал, а не требовал.

Александра АЛЁХОВА,
alyokhova@time.kz , рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Дословно

Из экспертизы проекта учебника “Основы религиоведения”, 9-й класс:
Грамматические и стилистические ошибки, некорректные высказывания, неточные сведения (стр. 39 - “... во время пира Сет решил хитростью заманить Осириса в роскошный саркофаг (гробницу)”. “Саркофаг - гроб, а не гробница”, стр. 85 - “Авторы забыли один из главных праздников иудаизма - Хануку”, стр. 39 - “Исида нашла не тело Осириса, а его части”).
В главах “Христианство”, “Православие” присутствует много информации, лишней в учебнике для светских учебных заведений, что может вызвать негативную реакцию как со стороны учащихся, так и со стороны родителей.
Нет расшифровки философских и религиоведческих терминов.
Не учтены возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся при отборе и изложении учебного материала.
Приведенные отрывки из хрестоматийного и документального материала представляют собой полностью переписанные библейские или мифологические тексты.
Также в приложении к экспертизе сказано, что “существует вероятность обращения в судебные органы зарегистрированных объединений “Свидетели Иеговы” и “Общество Сознания Кришны” в связи с некорректным описанием их деятельности”.
Поделиться
Класснуть