6216

Бедные родственники

Бедные родственникиРодственники казахстанцев, погибших два года назад в авиакатастрофе под Бишкеком, до сих пор не могут добиться выплаты компенсаций - несмотря на то, что близкие жертв этой же трагедии из других стран деньги давно получили. На днях родственники погибших казахстанцев обратились в МИД РК с просьбой помочь восстановить справедливость.

Напомним, 24 августа 2008 года самолет авиакомпании Itek Air выполнял рейс по маршруту Бишкек - Тегеран. Борт был арендован иранской авиакомпанией Asseman Air. Через несколько минут после взлета экипаж запросил аварийную посадку, но “Боинг”, не долетев до бишкекского аэропорта “Манас”, рухнул недалеко от села Джаны-Джер и загорелся. На борту находились 90 человек, 67 из них погибли, в том числе трое казахстанцев - Мухтар МУШАКЕНОВ, Евгения ЦОЙ и Гаухар ИСАЕВА (см. “Жесткая посадка”, “Время” от 26.8.2008 г.).
Пред судом предстал выживший в авиакатастрофе экипаж. Процесс, проходивший в Бишкекском городском суде, длился почти два года. В итоге Фемида соседней страны решила: во всем виноват командир экипажа Юрий ГОНЧАРОВ - якобы он точно не рассчитал высоту полета, не смог сориентироваться в пространстве и не успел выпустить шасси самолета при жесткой посадке. Летчику назначили наказание в виде пяти лет лишения свободы в колонии-поселении.
- За время судебных заседаний в Бишкеке - а их было двадцать - суд рассматривал только уголовное дело в отношении летчиков, - рассказывает Сергей ЛИ, представитель погибшей казахстанки Евгении Цой. - Сколько раз родственники погибших подавали ходатайства, чтобы на суде также был рассмотрен и вопрос о компенсациях, - столько же нам отказывали.
Причина отказа: близкие погибших не смогли предъявить страховые полисы. Но, как уверяет Сергей Ли, у них не было таких полномочий - запрашивать документы в страховой компании (“Боинг” Itek Air был застрахован в российском ООО “Военная страховая компания”(ВСК). Потерпевшая сторона просила сделать это суд. Но в течение полутора лет, пока шел процесс, страховщики так и не явились ни на одно заседание.

Бедные родственникиВСК вообще открестилась от страховых выплат: мол, самолет арендовала иранская авиакомпания Asseman Air, она продавала билеты, а значит - должна выплачивать деньги. Спустя несколько месяцев после катастрофы родственники погибших иранцев получили по $80 тыс. Дождались компенсации и граждане Киргизии - им в виде помощи ВСК отстегнула по $20 тыс. Несолоно хлебавши остались только казахстанцы.
- Согласно имеющимся документам, страховку нам действительно должна выплатить Asseman Air, поскольку она зафрахтовала самолет, - говорит Сергей Ли. - Но представители иранской авиакомпании на процесс не являлись. И суд на все это закрывал глаза…
Недавние беспорядки в Бишкеке лишь усугубили ситуацию. Адвокаты потерпевших сообщили: многие документы сгорели в прокуратуре Бишкека во время бунта 7 апреля. Родственники жертв авиакатастрофы надеются, что их копии сохранились в Бишкекском суде. Так или иначе они решили обжаловать решение столичного суда и подали апелляцию в Верховный суд Киргизии. Родственники намерены привлечь к ответственности и бишкекский аэропорт “Манас”.
- Дело в том, что у них не было навигационных приборов, по которым можно безопасно посадить самолет, а по закону они должны быть, - говорит Сергей Ли. - Такое оборудование аэропорт закупил только после катастрофы. Также на днях мы обратились в МИД Казахстана с просьбой выйти на иранскую сторону и посодействовать в получении компенсаций. Мы уже собрали все наши документы и передали представителям министерства.
Ведь права казахстанцев нарушены, и МИД Казахстана должен помочь отстаивать их.
Мы попросили пресс-службу внешнеполитического ведомства Казахстана сообщить, как наши дипломаты будут помогать своим гражданам. Однако на момент подписания этого номера в печать комментария МИДа мы так и не дождались.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Поделиться
Класснуть