12261

Жалобщиков - по этапу

Список тех, кто отправился из жамбылских колоний в мир иной, пополнился еще одной фамилией. Скончался Дмитрий МУХОРТОВ, больной СПИДом. Таким образом, число покойников-зэков выросло в этом году до 21.
Смерть настигла Дмитрия не на больничной койке, а в спецвагоне, на этапе в… неизвестно куда. Последний раз мы виделись с ним в сентябре, в комнате свиданий колонии особого режима УЖД 158/7, где Мухортов отбывал наказание за хранение наркотиков (по его словам, ему их подбросили). Он строил планы на жизнь после скорого, как он надеялся, освобождения: “Я хочу быть волонтером при Центре СПИД, буду своим примером убеждать молодежь отказаться от “дури”.

Э
то слышали начальник УЖД 158/7 и начальник медчасти колонии, замначальника УКУИС и главврач Центра СПИД. Все они принимали участие в беседе, и никто не прервал осужденного, не сказал: “Нет, Дима, у нас насчет тебя другие планы…”.

А почему речь зашла об освобождении? О том, что четвертая стадия ВИЧ-инфекции может стать ключом к воле, заключенных просветила посетившая колонию представитель Республиканского центра СПИД, после того как в июле четверо осужденных, в том числе Дмитрий Мухортов, порезали себе животы, протестуя против некачественного, по их мнению, лечения. После выхода публикации об этом ЧП (см. “Что показало вскрытие… ”, “Время” от 2.8.2008 г.)

ситуация во многом изменилась к лучшему, однако нерешенным оставался вопрос об “актировании” сидельцев с четвертой стадией: Дмитрия Мухортова и Бориса ГЕРМАНА. По словам парней, происходила непонятная затяжка с необходимым для этого обследованием, хотя часть анализов они уже сдали.
Относительно обследования никто из облеченных властью собеседников тоже не возразил, разве что заспорили, кто виноват в том, что не выделены бюджетные деньги на проведение анализов в учреждениях здравоохранения Тараза.
На самом деле никакой проблемы не было: ведь подлежали актированию всего-то двое.
- Мы их обследуем, какой разговор! - сказал на следующий день начальник областного управления здравоохранения Вадим ОВСЯННИКОВ. - Пусть только УКУИС обратится к нам с заявлением.

По заверению замначальника УКУИС Амироллы ОРАЛБАЕВА, такой документ готовился.
А 25 октября Мухортова и Германа отправили по этапу в другую колонию.
Между тем в инструкции по медицинскому освидетельствованию и представлению осужденных к освобождению от отбытия наказания в связи с болезнью, которой должны руководствоваться работники исполнительной системы, нигде не сказано о том, что ВИЧ-инфицированных заключенных надобно куда-то отправлять. Только осужденные, страдающие психическими расстройствами, освидетельствуются в специализированных профильных учреждениях. И не странно ли, что, как только обитатели зоны начинают выражать недовольство и апеллировать к общественности, от них тут же… избавляются? Так уже было с осужденным Исмаилом, который громче всех возмущался отношением к ВИЧ-инфицированным в УЖД 158/7 (см. “Нам дали срок, а не смертную казнь”, “Время” от 25.9.2008 г.).

- Есть специальная колония, - стал объяснять начальник УКУИС Абдумажит ТОХТАРОВ. - Там больные получают хорошее лечение…
- А у вас, значит, лечение плохое?
- У нас тоже хорошее, но там специалисты, оборудование, техника! Все стремятся туда!

- Вроде как на курорт?
- Конечно, говорю же, там специалисты…

- Тогда почему бы и других больных заключенных туда не поместить?
- Пожалуйста, пусть пишут заявления, я их всех отправлю!

После нашей беседы прошло недели две.
И вот как снег на голову: умер Дмитрий. Буквально в день отъезда. На руках у Бориса Германа.
Узнать в УКУИСе, кто был инициатором отправки тяжелобольных заключенных на этап и куда их все-таки повезли, оказалось невозможно. От замначальника Оралбаева я услышала только то, что осужденного Германа (речь теперь шла о нем одном) обследуют, вынесут заключение и вернут обратно.

Зато из других источников удалось получить полное представление о системе здравоохранения в отдельно взятом исправительном учреждении. Мне в руки попала справка о результатах проверки УЖД 158/7 комиссией комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг по Жамбылской области. Из нее явствует, что в этой колонии с начала года умерли уже 5 человек (Дмитрий Мухортов на момент проверки был еще жив), в том числе двое ВИЧ-инфицированных. В обоих случаях комиссия выявила серьезные нарушения в оказании медпомощи больным.
В этой колонии 265 осужденных страдают наркоманией и 115 - алкоголизмом: чуть ли не половина контингента, а врача-нарколога нет. Его функции исполняет психиатр. 19 человек больны туберкулезом, а врач-фтизиатр отсутствует. Есть больные сифилисом, но нет дерматовенеролога. А еще нет терапевта, оториноларинголога… Правда, есть стоматолог, но бормашина неисправна. Отсутствуют ЭКГ, УЗИ, рентгеновский аппарат, лабораторное оборудование… А уж о качестве оказания медуслуг можно судить по длинному списку нарушений самого разного калибра, выявленных проверкой. И еще из справки стало известно, что Германа и Мухортова направили, оказывается, не в обещанную им 35-ю колонию, а в совершенно другую - УЕЦ 166/18.

Мне удалось побеседовать с одним из членов проверяющей комиссии - главврачом Центра СПИД Канатом АЖАКАЕВЫМ:
- Душа болит за этих парней. Хоть они и насовершали в жизни ошибок, но надо же быть хоть чуточку милосердными. А Дима хотел жить. Все мечтал: буду волонтером! Я сам крайне удивлен, почему ребят отправили не туда, куда первоначально планировали. Мне позвонил коллега - главврач астанинского Центра СПИД - и попросил прислать годовой запас лекарств для Германа. Это что же, выходит, им там нечем лечить? Зачем тогда его срывали отсюда?

Так вот, значит, какой “курорт” приготовило руководство УКУИС для заключенных, осмелившихся пожаловаться в прессу. Но сейчас местному исполнительному ведомству уже не до этих несчастных. Недавно туда пришло письмо от зампредседателя КУИС Минюста РК Кайырболата ЕСКАЛИЕВА с требованием проводить эпидемиологическое расследование по каждому выявленному случаю ВИЧ-инфицирования и представлять материалы в Астану. А где их взять, эти материалы, если никаких “расследований” здесь отродясь не проводилось? В СПИД-центре им уже отказали в предоставлении конфиденциальных данных, которые укуисовцы, видимо, собирались выдать за собранные собственноручно.
- Нас крайне беспокоит ситуация в исполнительных учреждениях области, где с начала года умер уже 21 человек, - говорит и. о. спецпрокурора Кульзипа АБДРАХМАНОВА. - Мы намерены с каждым случаем разобраться досконально.

Я уже дописывала этот материал, когда пришла новость о Борисе Германе. Приятно было убедиться, что он жив, хотя и нездоров. Его везли обратно в Тараз. Никакого лечения или обследования, по его словам, он не получил, а получил… колотушек.

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз
anri1@mail.kz

Поделиться
Класснуть

Свежее