8759

Траектория падения

Траектория паденияКатастрофу самолета “Боинг-737-200” киргизской авиакомпании Itek Air в августе 2008 года неподалеку от Бишкека, в которой погибли три казахстанца, вызвала не ошибка экипажа, а совокупность сразу нескольких причин. Об этом на суде 4 ноября заявили киргизские авиаспециалисты, проводящие собственное расследование крушения самолета. Между тем до сих пор не названы причины крушения самолета Ил-62 в Иране 24 июля 2009 года, унесшего жизни шести казахстанских летчиков.

Вместо одной причины - три

Слушания в суде киргизской столицы продолжаются уже третий месяц. Выжившие летчики - командир экипажа Юрий ГОНЧАРОВ и второй пилот Тимофей ВОДОЛАГИН - обвиняются по статье УК Киргизии “нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта”. Как утверждают следователи, во время полета пилоты потеряли контроль за приборами высоты и допустили столкновение машины с землей.
Однако Зия РАШИДОВ, руководитель группы авиаспецов, расследующих ЧП с “Боингом”, утверждает: к крушению привела не ошибка экипажа, а три фактора, которые наложились один на другой.
Во-первых, экипаж руководствовался схемой захода на посадку, не отвечающей сегодняшним мировым стандартам .
Во-вторых, согласно инструкции диспетчер должен был постоянно вести самолет по радиолокатору до тех пор, пока лайнер не увидят диспетчеры аэропорта и не возьмут его посадку на себя, но и это не было сделано.
В-третьих, приборы измерения высоты самолета не отвечали требованиям, принятым сегодня в странах СНГ (разбившемуся “Боингу” было 29 лет).
Обо всем этом Зия Рашидов и сообщил суду 4 ноября.

Между тем родственники погибших считают, что основная часть вины лежит все-таки на экипаже.
- Уже было тщательное расследование катастрофы международной авиационной комиссией, в состав которой входили россияне и американцы, - заявил присутствовавший на суде Сергей ЛИ, официальный представитель семьи погибшей казахстанки Евгении ЦОЙ. - Итоги проверки имеются. Спецы уверены: именно пилот не справился с управлением. Он взял на себя заход самолета на посадку, доверяя своему визуальному обзору, но не глядя на датчики высоты, поэтому и столкнулся с землей. А вот этих независимых экспертов, которые назвали свои причины катастрофы, пригласили по просьбе адвокатов командира экипажа Юрия Гончарова.
Напомним, на борту разбившегося лайнера, который следовал из столицы Киргизии в Иран, находились 90 человек, из них 67 (в том числе трое казахстанцев - Мухтар МУШАКЕНОВ, Гаухар ИСАЕВА и Евгения Цой) погибли (см. “Жесткая посадка”, “Время” от 26.8.2008 г.).
В рамках уголовного дела рассматриваются и гражданские иски родственников пострадавших и погибших в авиакатастрофе по выплате компенсаций. Дело в том, что их получили только 10 киргизских семей - по $22 тысячи каждая. Однако согласно страховому полису каждая семья должна получить по 156 тысяч долларов. Кроме того, родственники требуют компенсации морального ущерба - еще по 50 тысяч долларов.

Видимость - ноль

Тем временем продолжается расследование крушения 24 июля 2009 года в аэропорту иранского города Мешхеда самолета Ил-62 казахстанской авиакомпании Deta Air, в которой погибли шесть казахстанских летчиков (см. “Последняя посадка”, “Время” от 28.7.2009 г).
- Никакой официальной версии причин крушения мы не имеем - Иран до сих пор нам ничего не предоставил, - сообщила газете “Время” пресс-секретарь Deta Air Надежда СЕРГУН. - Более того, Международный авиационный комитет, расследующий происшествие, запретил нам распространять какую-либо информацию, поскольку расследование идет до сих пор.
Тем нее менее наша компания полностью взяла на себя ответственность по выплате семьям зарплат погибших летчиков и по оказанию им ежемесячной финансовой поддержки до тех пор, пока компания существует.
На вопрос, получила ли авиакомпания Deta Air страховку за погибших летчиков и разбившийся лайнер, Надежда Сергун отвечать отказалась.
Много тумана и вокруг вопроса о собственниках и экплуатантах Ил-62. Как оказалось, владельцами лайнера являются частные лица из России Ибрагим ПАСКАЧЕВ и Евгений ЖИГАЕВ, которые в 2007 году передали самолет в лизинг Deta Air. Позже россияне почему-то досрочно расторгли с договор с казахстанской авиакомпанией, решив передать самолет в лизинг иранской Aria Airlines. Однако поскольку законодательство Ирана запрещает своим авиакомпаниям заключать договоры с частными лицами, собственники самолета и Deta Air подписали соглашение, по которому за самолетом сохранились казахстанские регистрационные номера и казахстанский же экипаж из авиакомпании Deta Air. 31 января 2009 года Ил-62 был передан иранцам вместе с казахстанскими летчиками. Все они - командир-инструктор Николай ОДИНЦОВ, второй пилот Абата ШАДЬЯРОВ, штурман-инструктор Александр БАДИГИН, борт-инженер-инструктор Сергей ЩЕЛКАЕВ, инженер авиационной службы Ахмеджан НУРСЕИТОВ и авиаинженер Вячеслав НЕЧАЕВ - погибли 24 июля. На сегодняшний день Deta Air находится в “черном списке” Евросоюза, запрещающем ей полеты в Европу.

Виктор БУРДИН,
burdin@time.kz , Алматы

На снимке: крушение Ил-62 в Иране.
Поделиться
Класснуть