11087

Под крышей закона

Под крышей законаВ департаменте по борьбе с коррупционной и экономической преступностью Северо-Казахстанской области в этом январе случилось какое-то ненормативное обострение чести и достоинства. Сразу же после выхода в свет публикации “ Тяжелый случай ” (см. “Время” от 21.1.2009 г.) ко мне обратился житель Петропавловска Андрей КАПУСТИН. Он оказался хоть и не таким маньяком, как я, по мнению руководства финполиции области, обесчестившим весь их департамент, но две жертвы на его счету тоже имеются. Во всяком случае, с 15 января в суде № 2 города Петропавловска идет процесс, в котором два сотрудника финпола - один бывший, а другой действующий - хотят получить от него по миллиону тенге каждый. За то, что Андрей Капустин оскорбил их честь и достоинст­во, зафиксировав на диктофон, как они у него вымогают деньги. Да еще написал об этом заявления президенту РК, в областной департамент КНБ и республиканское Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.

Не школьные отметки
Предприниматель Андрей Капустин занимается продажей автозапчастей, которые привозит из соседней России. С полицейскими Бауржаном УТЕЛЬБАЕВЫМ и Ринатом КУРМАНОВЫМ познакомился еще в 2003 году, когда они работали в УВД Северо-Казахстанской области и занимались борьбой с экономическими преступлениями.

Предваряя возможные иски о защите чести и достоинства, ставшие такими популярными в среде сотрудников правоохранительных органов в последнее время, хочу отметить, что изложенная ниже история записана на диктофон сотрудниками управления внутренней безопасности финансовой полиции:
- Они тогда подошли ко мне на посту ГАИ и сразу взяли в оборот. Пригрозили поставить машину с товаром на склады временного хранения и начать проверку, которая, по их словам, затянулась бы месяца на два. И предложили альтернативный вариант - заплатить сейчас полторы тысячи долларов и ехать восвояси, а в дальнейшем платить по пятьсот баксов с каждой поездки за крышу. Отмечаться, в общем…

Деньги, по его словам, Андрей отдал. А от навязчивой крыши начал натуральным образом скрываться, меняя номера сотовых телефонов, потому что два бравых полицейских регулярно, по его словам, звонили и требовали денег. К 2004 году Курманов и Утельбаев перешли в финансовую полицию, и в магазин, в котором Андрей Капустин арендовал отдел, нагрянула проверка. О том, как Ринат Курманов бесчинствовал тогда в магазине, сейчас на суде рассказывают свидетели, а Андрею Капустину опять пришлось раскошеливаться:
- Я заплатил тогда две тысячи долларов, только чтобы он отстал, и официально 5 тысяч тенге штрафа. И опять стал от них скрываться, потому что они вновь каждый месяц требовали денег. А в мае 2005 года они послали на пост ГАИ ориентировку на мою машину, грузовик задержали и поставили на склады временного хранения. Прессовали и запугивали меня по полной программе, я заплатил им 10 тысяч долларов и с тех пор уже каждый месяц 20-го числа отдавал тысячу долларов за крышу…

Помимо фиксированной суммы, рассказывает Андрей, они еще и по нескольку раз в месяц вымогали деньги под любым предлогом:
- То они звонят, что у Утельбаева родилась дочь, и требуют 30 тысяч тенге, то у Курманова заболел отец и ему нужно 50 тысяч, то они в ресторане сидят и деньги нужны… Вели себя нагло, требовали уважительно с ними разговаривать, а если им не нравился мой тон, могли раскидать купюры по салону автомобиля. Я не говорю, что я белый и пушистый предприниматель, но любой, кто занимается бизнесом в наше время, знает, что всегда можно найти, за что его привлечь к ответственности. Но меня все это вымогательство вымотало до такой степени, что к весне 2008 года я твердо решил, что не буду больше платить ни копейки. А в июне они снова меня разыскали, и я записал беседу на диктофон.

Потом в заявлениях на имя президента, в ДКНБ и республиканскую финполицию, к которым он приложит запись, Капустин объяснит, что не жаловался раньше, потому что боялся их угроз: “Я не решался обратиться куда-нибудь за помощью, однако, узнав о том, что Ринат Курманов и Бауржан Утельбаев в настоящее время переводятся на службу в Комитет национальной безопасности, я еще больше испугался за себя и свою семью, так как в КНБ у них будет больше возможностей расправиться со мной”.

Тайная жизнь финпола
А начинается разговор следующим образом:
Курманов: Привет! Пойдем в машину. Что нового, Андрей?
Капустин: Все по-старому… Я переговорить с вами хотел, трудно мне сейчас, не могу сейчас платить… Не знаю, как рассказать…
Курманов: Говори, не стесняйся, нормальные отношения у нас. Что думаешь, то и говори.
Капустин: Просто, честно говоря, положение на посту не улучшается, а затягивается все больше и больше…
Утельбаев: Там, на Кызылжаре?
Капустин: Нет, на российском посту, и поэтому я не могу. Мужики, у меня нет, я весь в кредитах, весь в долгах… Нет у меня денег сейчас свободных, чтобы отбиваться. Просто от того разговора не уйти, конечно… Оттягивал я его…
Курманов: А не получится, Андрюха, так, что мы узнаем, что ты с кем-то другим работаешь?

Далее идет долгое обсуждение деталей официального и неофициального пересечения границы, а потом:

Капустин: Мужики, просто поймите правильно…
Утельбаев: Ну правильно-то правильно, а за прошлый месяц?
Курманов: Там-то ждут, Андрюха! В следующем месяце разговоров нет, мы можем сказать, объяснить…
Утельбаев: Нам же тоже надо что-то сказать если хотите, вызовите его. Ты нам объяснил: теперь нам надо объяснять: пожалуйста, вызывайте, проверяйте нас. У него 100 процентов, как он брал…
Капустин: Ну а у нас как получилось, в том месяце разве я не вперед забрасывал?!
Курманов: Нет, тот месяц - за прошлый…
Утельманов: Ты в последнее время говоришь: сложновато…
Капустин: Почему?! 20-го числа каждого месяца я отсчитывался…
Курманов: Ну вот, 20-е число пришло!
Капустин: Ну как, разве я не вперед забрасывал?!
Курманов: Нет!
Капустин: Получалось первоначально….
Утельбаев: Это было один или два раза.
Курманов: Когда, помнишь, по два месяца мы забирали, и то, когда нам в натяжку было, тогда мы забирали. Этот месяц у нас открытым остается. Андрюха… Не, Андрюха, там без обид. Завтра подумают, что мы сами их проглотили!
Утельбаев: И надо будет рассказывать, что хотите, мы не поедем, пусть другие едут, проверяют, если вы нам не верите. Вот вам номер машины, пожалуйста, ждите, он зайдет на Кызылжаре.
Капустин: Короче, на месяц я зависаю…
Курманов: Попал ты, Андрюха!
Капустин: Мужики, в любом случае, я смогу только после захода машины. Поймите меня правильно…
Курманов: Нет разговоров, проблем нет. Тебе же никто не говорит: иди и принеси сейчас! Машина зайдет, там позвонишь, пересечемся…
Капустин: Тогда я позвоню…
Курманов: Позвонишь, Андрюха. А завтра я переговорю со своими, зайдем, объясним ситуацию… Знаешь - не проглатываем сами!

Дела не будет?
В возбуждении уголовных дел против старшего инспектора отдела розыска департамента по борьбе с коррупционной и экономической преступностью Бауржана Утельбаева и заместителя начальника управления по раскрытию и преду­преждению дел о коррупции этого же департамента Рината Курманова было отказано.

А начальник отдела управления внутренней безопасности Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью капитан Султан УСКЕМБАЕВ так и напишет в постановлении: “Курманов Р. и Утельбаев Б. отказались от дачи образцов голоса в целях назначения фоноскопической экспертизы по записи, представленной Капустиным А., сославшись на требование нормативного постановления Верховного суда РК от 20.04.2006 г. № 4 “О некоторых вопросах оценки доказательств по уголовным делам”...

Тем не менее Бауржан Утельбаев рисковать дальше не стал и уволился из финансовой полиции по соб­ственному желанию. А Ринат Курманов так и трудится заместителем начальника одного из управлений финансовой полиции. Оба подали исковые заявления в суд, указывая, что предприниматель Капустин их опорочил с ног до головы и все наврал.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск,
тел. 8-7772588479,
e-mail:mukomol@mail.kz

Поделиться
Класснуть