5568

Суду все возрасты покорны

Актюбинец Туманбай КЕЛЬБЕТОВ (на снимке) - в полной прострации. В том, что он утерял интерес к жизни, бывший сотрудник финполиции винит служителя Фемиды Разию АХМЕТОВУ, которая на финише 2008 года допустила поистине роковую для парня ошибку, неправильно указав в документах дела мужчины его год рождения. Обив за эти годы все мыслимые и возможные пороги судебных и государственных органов, но так и не добившись справедливости, Туманбай решил наказать виновницу всех его бед кошельком, потребовав 2 000 000 тенге в качестве компенсации за свои моральные страдания. Однако и здесь потерпел фиаско.

Об этой странной истории в судьбе Туманбая Кельбетова не раз вещали и сообщали многие СМИ, в том числе и наша газета. Парадокс заключается в том, что ни одна (!) из этих многочисленных публикаций не смогла не только помочь человеку, но даже хотя бы сдвинуть решение его проблемы с первоначальной точки!
Еще раз кратко опишем ход событий, в который верится с большим трудом. В декабре 2008 года сотрудник финансовой полиции Кельбетов, тогда еще житель Мугалжарского района Актюбинской области, предстал перед судом № 2 Актобе по обвинению в подделке больничного листа: в нем вместо 1 июля 1976 года как даты его рождения значился год 1971-й. К слову, мужчина по-прежнему утверждает, что не имеет к той ошибке в документе никакого отношения, но не это главное. Вынося против подсудимого приговор, обязав его выплатить штраф в размере 233 600 тенге, судья Ра­зия Ахметова возьми и ошибись: она... “омолодила” Туманбая на шесть лет!
- В приговоре написали, что я рожден 3 октября 1982 года! - сокрушается Кельбетов. - Причем эти данные как дата моего рождения звучали и во время суда, но я всякий раз обращал внимание и прокурора, и судьи, что это ошибка, но никто не отреагировал!
После этого, рассказывает актюбинец, вся его жизнь пошла наперекосяк. Всего лишь из-за этой ошибки в дате его рождения, которая указана в исполнительном производстве. Погасить штраф ему не удается до сих пор!
Вы будете смеяться, но это факт: в 2009 году та же судья Ахметова решила все-таки исправить ошибку - вынесла соответствующее судебное постановление исправить в документах осужденного его дату рождения и... опять “промахнулась”, указав, что он родился 4 (!) июля 1976 года. Впрочем, этот документ уступает по своей значимости приговору суда, в котором Кельбетов значится как родившийся в 1982 году.
После событий 2008 года Туманбай уволился из органов, его разыскивала полиция, уполномоченные структуры накладывали арест на его квартиру - да чего только не было в уже богатой на курьезы и ошибки судьбе бывшего финполицейского, но еще достаточно молодого мужчины!
- Самое интересное, - говорит Кельбетов, - все прекрасно знали и знают, что к чему. Обо мне ведь писали многие журналисты. Как я зашел в суд в возрасте 32 лет, а вышел оттуда уже 26-летним. Поэтому даже полицейские, останавливая и узнавая меня, откровенно смеялись!
- Мою квартиру в Кандыагаше арестовали, - продолжает он свой рассказ. - Но спустя несколько дней судебный исполнитель… снял арест - официальной причиной стало то, что Кельбетов-1976 здесь ни при чем, нужно найти Кельбетова-1982. Начали опять искать... меня. А я никуда не убегал, не скрывался. Потом я решил продать эту квартиру и перебраться в областной центр. И как только я продал недвижимость, меня опять вызвали в суд - обвинили в том, что я якобы специально так поступил, воспользовавшись моментом! Но позже все же отпустили.
К слову, добиваясь своей правды, Туманбай судился множество раз. И на этих процессах служители Фемиды умудрялись не только менять его возраст - из подсудимого превращали то в адвоката, то в прокурора. По его словам, случалось и так, что с настоящим Туманбаем Кельбетовым в анкетных данных совпадали лишь имя или фамилия.
- Как-то раз в отношении меня вынесли очередной приговор. В нем мой адвокат ДЖАНУЗАКОВ стал вдруг... осужденным. Когда он получил через несколько дней этот документ, то не поверил своим глазам! - смеется Кельбетов. - По этому делу опять выносили отдельное постановление.
Мужчина, который хочет “вернуть” свои шесть лет, открывает потрепанную толстую черную папку и показывает мне бумаги - протоколы его задержания.
- Вот, пожалуйста, гляньте - на этих протоколах есть и подписи, и печати, то есть они законные. Из них становится ясно, что меня в одно и то же время - в два часа дня 18 июня 2008 года - задержали... два разных оперативника, - вновь и вновь убеждает нас в невероятном Туманбай.
Непонятное творилось и со справками о несудимости, которые Кельбетов получал из органов прокуратуры. В них значится, что Туманбай Кельбетов, рожденный 1 июля 1976 года, не имеет судимости.
- Но в 2014 году, когда я в очередной раз решил взять справку о несудимости, чтобы еще раз попытаться устроиться на работу, мне выдали официальную бумагу, что я, Кельбетов-1976, все-таки имею судимость согласно вынесенному приговору от 18 августа 2008 года. Но если вспомнить, что по тому ошибочному больничному листу меня судили в декабре 2008 года и на то есть приговор - стало быть, того, августовского, приговора никак не может быть в природе!
Ну а что же госорганы? Неужели они никак не реагировали на обращения Кельбетова? Реагировали. Все дружно советовали ему решать проблему в правовом поле, то есть через суд. А в облсуде, в полной мере признавая ошибку судьи Разии Ахметовой, выносившей в 2008 году приговор Туманбаю, в то же время отметили: мол, заявитель сам не прав!
Из постановления Актюбинского областного суда от 19 февраля 2014 года, председательствующий судья АЙТЖАНОВ Ерлан:
“...до направления на исполнение приговора суда и сообщения об осуждении Кельбетова Т. А. в управление комитета по правовой статистике и спецучетам прокуратуры области со стороны судьи не были приняты своевременные меры для устранения противоречий, касающихся дня, месяца и года рождения осужденного и приведения допущенной в вводной части приговора ошибки в соответствие с данными удостоверения личности Кельбетова Т. А.
По этой причине в управлении комитета по правовой статистике и спецучетам прокуратуры области в сведения о судимости Кельбетова Т. А. были внесены ошибочные данные относительно его года рождения, а ведомство, занимающееся организацией исполнения приговора в части взыскания штрафа в доход государства в лице администрации судов области, несмотря на то, что в исполнительном листе на Кельбетова Т. А. правильно указан год его рождения, не смогло организовать принудительное исполнение приговора ввиду того, что в приобщенной к исполнительному листу копии приговора годом рождения осужденного Кельбетова Т. А. значился 1982 год.
В этой связи принятые меры по исполнению приговора не имели результата и в суд не было направлено сообщение об исполнении взыскания штрафа.
(...)
Вместе с тем из материала дела усматривается, что осужденный Кельбетов Т. А. в мае-июне 2009 года обращался в надзорную коллегию Актюбинского облсуда с жалобой о необоснованности приговора в части выводов о его виновности, однако о приведенном выше несоответствии анкетных данных, касающихся года рождения, не упоминал (лд 152-155, 164-178).
Поэтому оснований считать, что при разрешении вопроса нарушены права и интересы осужденного, не имеется. В связи с этим коллегия постановила оставить без изменения частную жалобу Кельбетова Т. А. (выделено нами. - А. М.)”.
Вот такая вот судебная казуистика.
В том же 2014 году мужчина обратился в суд с исками на Генпрокуратуру, Актюбинский обл­департамент по исполнению судебных актов, Актюбинскую городскую прокуратуру, Мугалжарский РОВД, намереваясь добиться выплаты от каждой из этих структур по 20 000 тенге в качестве компенсации морального вреда, но ему отказали в удовлетворении требований.
- Все эти годы я вынужден был находиться в судах, - подводит итог своим мытарствам мой давний “герой”, - готовиться к ним, искать справки, снова и снова рассказывать свою историю адвокатам. Что в итоге? Постоянной работы нет, поэтому таксую как придется. Многие компании, как узнают обо мне, спешат отказать мне. Поэтому я и решил потребовать от судьи, вынесшей семь лет назад в отношении меня “омолодительный приговор”, два миллиона тенге в качестве компенсации морального вреда.
Но и в этом Туманбаю Кельбетову не повезло.
1 марта 2016 года судья суда Актобе КУРМАНОВ постановил:
“В принятии искового заявления Кельбетова Туманбая Амангельдиева к судье суда № 2 города Актобе Ахметовой Разие о взыскании морального вреда в сумме 2 млн. тенге и о признании исполнительного листа недействительным отказать”.
Куда теперь податься бедному актюбицу, господа судьи?

Антон МОЛДИН, фото автора, Актобе

Ссылки по теме:

Секрет его молодости”,  “Время” от 23.12.2010 г.,

Исправленному не верить”, “Время” от 18.7.2013 г.

Опять - двадцать пять!”,  “Время” от 20.2.2014 г.

Приговор дороже денег”, “Время” от 28.6.2014 г.

Поделиться
Класснуть