4686

Кодекс - побоку!

Плотина на реке Желкуар - за что платить сверх договора?

Наш корреспондент по Костанайской области Стас КИСЕЛЕВ продолжает помогать казне: он вновь нашел деньги, которых государство лишилось из-за хитроумных судебных решений. На сей раз речь идет о сумме более 226 миллионов тенге. Не то чтобы установлен рекорд, но новый способ сравнительно честного отъема денег найден точно.

По нашим наблюдениям, люди в судейских мантиях (не знаем, намеренно или по глупости) с завидной регулярностью выносят решения, которые наносят вред бюджету. О подобных историях мы рассказывали не раз. Вспомнить хотя бы то, как костанайская Фемида обеспечила горнорудному гиганту защиту от 4-миллиардного штрафа (см. “Судебный акт доброй воли” и “Гнездо “глухаря”, “Время” от 4.4 и 11.4.2013 г.). Или то, как постановление экономического суда чуть было не спасло от конфискации имущество осужденного мошенника стоимостью 55 миллионов тенге (см. “Его пример - другим наука?”, “Время” от 17.9.2013 г.).
Или как благодаря изменению приговоров по уголовным делам преступники освобож­дались от ярлыка лжепредпринимателей, а их деловые партнеры - от уплаты в бюджет сотен миллионов (см. “Лепят оправдание”, “Время” от 19.11.2013 г.)… Впрочем, дело, о котором будет рассказано сейчас, поражает отсутствием выдумки или хотя бы каких-то попыток держать хорошую мину при плохой игре. На этот раз костанайские судьи действовали прямолинейно и бесхитростно как никогда.
Десятки лет дожидалась ремонта плотина на житикаринской реке Желкуар. Годы больших паводков в историю города Житикара входили черными страницами - когда прорывало плотину и затопляло окрестности, весь город оставался без водоснабжения. Вместе с ним - градообразующий асбестовый комбинат, сельскохозяйственные предприятия, прочие населенные пункты. Разрушительный паводок 2012 года поставил под угрозу жизнедеятельность региона и вынудил правительство выделить более 1,1 миллиарда тенге на срочную реконструкцию обводного водосбросного канала плотины Желкуарского водохранилища. Это были особые деньги - из государственного резерва, предназначенного для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Средства в Костанайскую область поступили без задержек. В сжатые сроки был проведен конкурс, который выиграла частная компания “Костанайстрой”. Задача перед ней была поставлена почти невыполнимая - справиться с работами в сжатые сроки. Худо-бедно основную часть ударной стройки подрядчик выполнил к ноябрю 2012-го. В марте 2013-го объект был принят в эксплуатацию. Вроде бы все были довольны, и, как говорится, кричали женщины “ура!” и в воздух чепчики бросали… Но уже к концу прошлого года подрядчик в суде добивается увеличения сметы затрат на произведенные им работы в размере 226 миллионов 725 тысяч 029 тенге.
Это, между прочим, касается договора госзакупок, по которому давно уже исполнены взаимные обязательства, а срок его действия истек. Теперь же, когда одни построили, другие заплатили, а третьи отрапортовали наверх об успешном исполнении важного дела, вдруг возникла необходимость перечисления вышеуказанных миллионов на банковский счет строителей. То есть денег сверх суммы стоимости выполненного “Костанай-строем” договора. За что же?
За устройство буронабивных свай - 49 миллионов 311 тысяч 120 тенге. За ледозащитное сооружение - 13 миллионов 149 тысяч 266 тенге. За опоры моста - 30 миллионов 637 тысяч 573 тенге. И наконец (бей, барабан!) за командировочные расходы в 2012 году - 133 миллиона 627 тысяч 070 тенге!
Иск был проигран в кассационной судебной коллегии Костанайского облсуда отделом строительства Житикаринского района. Однако его начальник Казбек АКЖИГИТОВ на свой страх и риск исполнять судебное постановление отказался.
- Это невозможно, - говорит он, - и незаконно. Да у меня и лицензии нет, чтобы влезать с исправлениями в проектно-сметную документацию. А если я выполню то, что предписывает суд, я уже перед финконтролем не оправдаюсь…
Акжигитов сегодня совсем не на коне. Теперь он кругом виноват - и перед начальством, и перед строителями. Вступивший в силу судебный акт - не шутки.
- Как же был допущен такой просчет? - спросил я чиновника. - Получается, неверно составленная смета поставила под угрозу вопрос выживания крупной строительной компании?
- Да, мне примерно так в суде и сказали: дескать, вы, заказчики, загоняете людей на работы и требуете от них выполнения того, что не прописано в договорах. Но мы ничем таким не занимались. Все - строго по проекту. Если подрядчик вместо пре-дусмотренного проектом бетона марки М-200 использовал более дорогостоящий М-400 - это его решение. Мы об этом не знали и того не требовали. Если подрядчик заплатил много денег субподрядчику - опять же при чем здесь мы и договорная стоимость проекта? Это отношения между предпринимателями. Нас субподрядчики не интересуют, у нас договор заключен с “Костанайстроем”, а не с ними. По поводу оплаты труда мостостроителей - то же самое. Главное же, нам расчетов никаких не предъявляют. Только голые цифры. Платите - и все… Но ведь так не бывает.
Оказывается, бывает. Каким же образом в суде были доказаны эти бешеные суммы, в частности на командировочные расходы?
- Истцы сделали так: взяли проектные цифры - 14 месяцев, отведенные на строительство, и 114  работников, - рассказывает Казбек Акжигитов. - Подсчитали - получили. Однако на стройку компания привозила с собой не более 30 человек. Остальными работниками были жители села Забеловка, которые не нуждались ни в жилье, ни в оформлении командировок. Многие из них даже на обед домой ходили, а не в столовую. Почему они оказались включенными в число командированных, непонятно. То же самое - работники, найденные по линии соцзащиты: их привозили автобусом, но об оформлении командировок речь, конечно, не шла.
Кстати, в суде никто не уточнил, сколько месяцев шло строительство, а ведь его закончили в рекордные сроки: четыре месяца ушло на основные работы и столько же - на доделки. Как ни считай, а проектных 14 месяцев не получается. Значит, и требуемые миллионы ну никак не вырисовываются. Но истец, выигравший суд, уже требует через судисполнителей скорейшего исполнения акта кассационной коллегии. Приставы уже грозят Житикаринскому акимату арестом счетов. В общем, дело - труба!..
А ведь доказательств необходимости проведения каких-то дополнительных работ, не предусмотренных проектом, истец не представил. Между прочим, в 654-й статье Гражданского кодекса четко прописано: возникла такая необходимость - сообщи заказчику. Если тот не отвечает - останови работы. Не сообщил об изменениях и не согласовал вопрос с заказчиком - пеняй на себя. Так закон защищает заказчиков от недобросовестных подрядчиков, которые любят необоснованно увеличивать стоимость строительства.
Что же происходило в ходе ведения строительных работ в Житикаре? В декабре 2012 года городской отдел строительства был вынужден вернуть в респуб­ликанский бюджет не освоенные на объекте 62 миллиона тенге. То есть если бы у “Костанайстроя” были основания, он мог бы еще в 2012 году, в период действия договора, эти деньги потребовать у заказчика. Но он их просто не освоил. А сейчас доказывает не нарушения договора (их просто нет), а необходимость внедрения в проектную документацию денежных изменений, не подтверждая это документами. Абсурд, да и только!
Поэтому возникает важный вопрос: почему наш суд, самый гуманный суд в мире, проигнорировал требования Гражданского кодекса? Особенно сейчас, после случившейся девальвации, когда государство не может позволить себе швыряться сотнями миллионов. Поэтому возникают вполне обоснованные сомнения в законности принятого постановления.
Получим ли ответы на свои вопросы, мы пока не знаем, но счет свой вести продолжаем, добавив в “копилку” отрезанных от общего пирога денег еще 226,7 миллиона тенге…

Начальник отдела строительства Житикаринского района
Казбек АКЖИГИТОВ.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора и пресс-службы департамента по ЧС, Костанай

Поделиться
Класснуть