8493

Спецоперация “Ликвидация”

Совместная акция газеты “Время” и Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции

Почему с одним и тем же злом - коррупцией в автоЦОНах - одни борются, а другие имитируют борьбу

Вслед за председателем АДГСиПК Аликом ШПЕКБАЕВЫМ на бардак в алматинском автоЦОНе отреагировал начальник полицейского департамента Алматы Серик КУДЕБАЕВ. На прошлой неделе оперативники управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) ДП при поддержке бойцов спецназа взяли штурмом автоЦОН. Сотрудник госкорпорации “Правительство для граждан” был задержан с поличным: за небольшую взятку он помогал клиентам, которых приводили его знакомые “помогайки”, ускорять очередь и решать другие вопросы, связанные с регистрацией автотранспорта.

Мы уже не раз писали о “помогайках”, чувствующих себя вольготно в стенах алматинского автоЦОНа: не стесняясь присутствия участкового инспектора управления полиции Алатауского района и ревизоров из числа сотрудников департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции (ДДГСиПК) по Алматы, посредники, будто цыгане на базаре, настойчиво навязывали свои услуги (см. “Мимо базы”, “Время” от 18.10.2018 г.). И особо не шифруясь, озвучивали цену вопроса - от 5 до 50 тысяч тенге (разница зависит от конкретной услуги).

О том, как алматинский ДДГСиПК намерен минимизировать коррупционные риски в филиале “Правительства для граждан”, нам рассказал руководитель этого ведомства Данияр ТАУМУРАТ (см. “ЦОН в руку, или Как закрутить гайки “помогайкам?”, “Время” от 31.10.2018 г.). Однако спустя две недели мы с сотрудниками департамента по делам госслужбы в очередной раз приехали в автоЦОН и с сожалением констатировали: ничегошеньки там не изменилось (см. “Прокати нас, татешка, на тракторе, или Кому ЦОН в руку?”, “Время” от 15.11.2018 г.). Впрочем, как выясняется сейчас, к тому времени оперативники УБОП уже расставили свои сети в ЦОНе и вскоре взяли в разработку нескольких “помогаек”, а в придачу двух сотрудников госкорпорации, крышевавших “жучков”-посредников.
Не дождавшись финала спец­операции, пресс-служба “Правительства для граждан” поспешила распространить информацию о задержании двух работников спецЦОНа. На самом деле с поличным попался один сотрудник, у которого изъяли меченые купюры.

- Сотрудник получил от “помогайки” за ускорение очереди 7 тысяч тенге и был задержан с поличным. Мы имеем оперативные данные о том, что ряд сотрудников автоЦОНа это ремесло поставили на поток: они задействовали знакомых “помогаек”, которые предлагают гражданам услуги по ускорению прямо у входа в спецЦОН. Половина денег - доля сотрудников госкорпорации, которые, имея доступ к базе, ускоряют процесс регистрации автотранспорта, - говорит начальник УБОП ДП Алматы Берик АБИЛЬБЕКОВ.
Теперь судьбу незадачливого сотрудника госкорпорации решит суд Алатауского района. И главное - отныне, чтобы избежать необоснованных подозрений в причастности сотрудников РЭО автоЦОНа к серым схемам и исключить коррупционные риски, служебные кабинены полицейских в спецЦОНе будут демонтированы и заменены стеклянными офисами (так сказать, грузинский опыт в действии).
Тем временем корреспондент “Времени” убедился: “помогайки” - головная боль не только Алматы. Руководитель ДДГСиПК Шымкента Али КОМЕКБАЕВ поручает своим подчиненным вместе с автором этих строк провести в спецЦОНе акцию “Тайный покупатель”. Я со своей стороны рассказываю детали подобных мероприятий, которые успешно провели их коллеги в Алматы. Забегая вперед, отмечу: столь четко запланированная акция враз превратилась в мероприятие “Явный ревизор”. А дело было так…

Утром во вторник, 20 ноября, мы с тремя сотрудниками департамента по делам госслужбы выезжаем в автоЦОН. Накануне договорились: “тайные покупатели” приедут в повседневной одежде на частном авто, дабы не привлекать внимания работников спецЦОНа и самих “помогаек”. Так ведь нет: все трое прибыли ко мне в гостиницу в строгих костюмах, словно на ответственное совещание в акимат. Но это было только начало грядущего провала: двое сотрудников захватили с собой папки... с логотипом Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции. Как говорится, сами себя с потрохами сдали. Едва мы зашли в фойе, как спустя буквально минуту к нам уже спешит начальник спецЦОНа Шымкента Даулет ДУЙСЕНБЕКОВ.
И вот результат: спецоперация превратилась в дежурный отчет о проделанной работе. Г-н Дуйсенбеков долго и подробно рассказывал о деятельности спецЦОНа, об оказываемых услугах, пафосно сетовал, что “помогайки” наносят ощутимый урон имиджу государственного служащего в целом и гос­корпорации в частности.
- В ближайшем будущем хочу выделить два кабинета участковым, чтобы они с утра до вечера не только следили за порядком, но и привлекали посредников к ответственности, - говорит г-н Дуйсенбеков. - Наши работники, как и сотрудники РЭО, тоже заинтересованы в искоренении коррупционных рисков в автоЦОНе.

Признаюсь, мне не без труда удалось найти “брешь” в этом потоке слов, чтобы сказать:
- Вот только антикоррупционный стенд у вас явно устарел: там указаны контакты уже несуществующего департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Южно-Казах­станской области. А у вас департамент по городу Шымкенту…
- (После небольшой паузы) На днях установим новый стенд. Честно, моя недоработка! Наплыв людей большой…
И действительно, на юге народу, как говорится, больше, чем людей. Рассчитанный на 600 человек автоЦОН в среднем принимает до 1000 автолюбителей: в Шымкент приезжают жители прилегающих к городу районов Туркестанской области. К тому же автомобильный рынок находится в Шымкенте, и люди, купив машину, сразу хотят уехать к себе в аулы с новенькими госномерами.
Пока Даулет Дуйсенбеков водит нас по залу, демонстрируя прозрачность учреждения, обращаю его внимание на безмолвную радиорубку, которая, по идее, должна неустанно вещать - с открытия спецЦОНа и до завершения работы, призывая граждан отказываться от услуг “помогаек”, а в случаях вымогательства - звонить в колл-центр антикоррупционной службы по телефону 1424.

Поймав неодобрительный взгляд замруководителя ДДГСиПК Шымкента Айбека ШИЛЬМАНОВА, г-н Дуйсенбеков опять “отмазался”:
- Когда проводили кабель в радио­рубке, строители соединили его с противопожарной сигнализацией. Говорят, нагрузка большая. Мы вызовем тех строителей, они устранят неполадку…
В общем, на все замечания руководитель спецЦОНа реагировал, словно армейский старшина на недовольство генерала: “Виноват, устраним”, “Понял вас, исправим”, но чаще всего приходилось слышать короткое “Есть!”…
В отличие от Шымкента в Таразе “тайный покупатель” был и вправду тайным: сотрудники облдепартамента по делам госслужбы и противодействию коррупции оделись, как простолюдины, натянули на головы кепки и зашли в спецЦОН. После шымкентской толчеи в зале было практически пусто - от силы около ста человек. Сотрудник ДДГСиПК прошелся по столам сотрудников ЦОНа с конкретным предложением: помочь оформить машину. По легенде, его отец свое авто продал, а госномер оставил на хранение в автоЦОНе, пока не купит другой автомобиль. Но аксакал, мол, болеет: войдите в положение - оформите без него. Внакладе не останетесь…
Спустя примерно час он подошел к нам: представьте, говорит, отшили - пусть отец сам придет и напишет заявление.
- Хочу отметить, что во многом благодаря профилактике нам удалось избавиться от “помогаек”, - говорит замруководителя ДДГСиПК по Жамбылской области Даурен КАИПОВ. - Был период, когда они, как и в Алматы, буквально с порога автоЦОНа навязывали свои услуги. После нескольких мероприятий нашего департамента вместе с представителями антикоррупционной службы и областной полиции можно констатировать: тема “помогаек” в Таразе закрыта. И радиорубка в автоЦОНе постоянно вещает, и антикоррупционные стенды установлены, и акции “Тайный покупатель” регулярно проводим…

Тохнияз КУЧУКОВ, фото и видео пресс-службы ДП Алматы, Алматы - Шымкент - Тараз

P.S. Читатели могут скептически заметить: дескать, это ненадолго: юг - он и в Африке юг. Что ж, возможно. Но, с другой стороны, хоть где-то “помогайкам” стали закручивать гайки. Тут уж, как говорится, лиха беда начало...

Поделиться
Класснуть