4670

Под крылом “Эйрбаса” о чём-то поёт...

После трех инцидентов в воздухе с самолетами ведущего авиаперевозчика страны “Эйр Астана”, случившихся в течение всего лишь одной недели, в комитете гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию прошло оперативное совещание по вопросам безопасности полетов.

Как уже сообщалось, 5 марта самолет А320 “Эйр Астаны”, выполнявший рейс Алматы - Уральск, произвел экстренную посадку в Актобе из-за технических неполадок. Через день, 7 марта, экипаж Boeing 757 той же авиакомпании, следовавшего в Астану, после взлета из Алматинского аэропорта вынужден был из-за отказа двигателя вернуть лайнер в точку вылета. На следующий день, 8 марта, самолет А321 “Эйр Астаны”, направлявшийся из Алматы в Атырау, тоже вернулся в порт отправления после сбоя оборудования (по информации авиаперевозчика, произошло рассогласование навигационных систем). Обращает на себя внимание тот факт, что в первом и третьем случаях неполадки возникли на бортах, произведенных компанией Airbus (“Эйрбас”).
После совещания в Мининвест­развития заместитель председателя КГА Талгат ЛАСТАЕВ ответил на вопросы газеты “Время”.
- Какие решения приняты на совещании?
- Заслушали отчеты представителей авиакомпании “Эйр Астана”. Разбирали каждый инцидент в отдельности. Расследование проводим мы, КГА, департамент по расследованию происшествий на транспорте и сама авиакомпания. Работают три комиссии по каждому инциденту в отдельности.
- Сообщалось об отказе двигателей и навигационной системы лайнеров. Известны причины этих поломок?
- В первом случае (рейс Алматы - Уральск), по нашим предварительным данным, - это дефект в двигателе нового самолета А320neo, приобретенного “Эйр Астаной”. По информации авиа­компании, есть недоработка в конструкции двигателя этого лайнера. Такое случается, встречается в новых воздушных суднах. Если говорить техническим языком, борт проходит все апробации и только вводится в строй. Есть “детские болезни” таких (новых. - А. Д.) самолетов. Сейчас авиакомпания совместно с производителем отрабатывает, соответствующую информацию туда уже направили, там изучают.
- То есть самолет был при­обретен без соответствующего испытания?
- Ну, они (“Эйр Астана”. - А. Д.) купили этот самолет одними из первых в мире. Естественно, могут быть какие-то дефекты. Есть информация, что это конструктивный дефект. Поломка может возникнуть не из-за ненадлежащего обслуживания, а именно из-за конструктивного дефекта.
- “Эйрбас” поставил туда бракованный двигатель?
- Не совсем так. Может быть, просто заводской дефект, может быть, недоработка в конструкции.
Здесь нужно учитывать один момент. С прошлого года во всех авиакомпаниях страны внедрена система контроля безопасности Международной организации гражданской авиации ИКАО. Эта система позволяет оценивать угрозу и риски и отслеживать все полеты на предмет безопасности. На основе этих параметров делается анализ, выявляется потенциально возможный сбой в работе. По статистике, уровень происшествий (если говорить именно о дефектах в двигателях самолетов) у нас по сравнению с тем же Европейским союзом гораздо меньший. При этом каждые полгода пилоты, экипажи всех авиакомпаний проходят подготовку на тренажерах. Моделируется посадка с одним работающим двигателем, возможны другие нестандартные ситуации. И благодаря таким тренировкам в этих трех случаях (имеются в виду недавние инциденты с самолетами “Эйр Астаны”. - А. Д.) экипажи и пилоты отработали как надо и благополучно приземлились. Но полную картину покажет расследование, и соответствующие меры будут приняты по недопущению таких нештатных ситуаций.
- А может, новая система безопасности ИКАО дает сбой, если три случая происходят один за другим?
- Нет. Пока воздерживаемся от такой оценки. Все покажет расследование. Пока же мы классифицируем эти случаи как технические дефекты. То, что произошло подряд… Техника - непредсказуемая вещь. По полгода может быть ни одного случая. В целом показатели у нас хорошие.
- Как часто проверяют самолеты?
- У каждого самолета свой регламент, межремонтные сроки, все зависит от того, сколько налетала техника. Осмотр производится в сертифицированных производителем центрах. Есть тяжелые формы, легкие формы ремонта. После обследования выдается разрешение с точным указанием времени эксплуатации.
- С другими компаниями происшествий не было?
- С начала года произошло 14 инцидентов - 13 из них с нашими самолетами, один с бортом другого государства. В прошлом году почти такое же количество было. В любом случае мы усилим конт­роль, а по происшествиям объявим результаты расследования через 10 дней.
От себя заметим, что, по некоторым данным, расследование может продлиться месяц.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта yvisiom.kz, Астана

Из досье

- Airbus S.A.S. - одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире, образованная в конце 1960 годов путем слияния нескольких европейских авиапроизводителей. Производит пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолеты под маркой Airbus.
- Хотя компания считается европейским авиапроизводителем, с правовой точки зрения она является французским юридическим лицом со штаб-квартирой в городе Бланьяк (пригород Тулузы, Франция). В 2001 году, согласно законодательству Франции, была объединена в акционерное общество - S.A.S. (по-французски - Société par Actions Simplifiée - упрощенное акционерное общество).
Из Википедии

Поделиться
Класснуть