11886

Редактору дали три года

Редактору дали три годаПоставлена первая точка в “деле о госсекретах” (см. “Секретное дело”, “Побег с дивана”, “Время” от 4. 12. 2008 г. и 8. 8. 2009 г.). В минувшую субботу, 8 августа, судья суда № 2 Тараза Азамат ТЛЕПОВ огласил свой вердикт. Три основных фигуранта громкого дела, обвиняемые ДКНБ по Жамбылской области, приговорены к различным срокам заключения.

Известный предприниматель, хозяин ТОО “БМ” и “Тараз” Султан МАХМАДОВ за незаконное получение и разглашение госсекретов, дачу взятки группой лиц по предварительному сговору в крупном размере, а также за воспрепятствование производства предварительного расследования получил 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Главный редактор газеты “Алма-Ата ИНФО” Рамазан ЕСЕРГЕПОВ “заработал” 3 года общего режима - он осужден за то же, что и Махмадов, только, разумеется, без “взятки”. Самый большой срок судья отмерил начальнику службы безопасности предприятий Ерлану САНДЫБАЕВУ: у него добавилась статья “Применение насилия, опасного для жизни, в отношении представителя власти”, и все это вместе потянуло на 8 лет. Сотрудник службы безопасности Вадим СИНЯВСКИЙ за незаконное ношение и хранение боеприпасов, оружия и применение насилия, неопасного для жизни, наказан условно.
Но наиболее суровое наказание понес теперь уже бывший офицер ДКНБ Болат ЖАНУЗАКОВ - тот самый, который “торговал” госсекретами: недавно военный суд приговорил его к 9 годам лишения свободы. Адвокаты всех осужденных сразу же объявили, что приговоры будут обжалованы.

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз

Комментарии в тему

Сейтказы МАТАЕВ, председатель Союза журналистов Казахстана:
Показательная порка
- Считаю приговор, вынесенный в отношении журналиста Рамазана ЕСЕРГЕПОВА, несправедливым и очень суровым. То, что он опубликовал в газете, не является секретными материалами. Это просто была служебная переписка между ведомствами. Если документ попал в редакцию, то нужно искать концы в том ведомстве, откуда произошла утечка, а не лишать журналиста свободы на 3 года с отбыванием наказания в колонии общего режима. Думаю, это показательная порка, чтобы другим журналистам было неповадно выступать против власти.

Розлана ТАУКИНА, президент фонда “Журналисты в беде”:
Месть за правду
- Журналистская общественность в шоке от суровости наказания, которое применили к Рамазану Есергепову за опубликованную статью. Он не являлся сотрудником КНБ и не подписывал документ о неразглашении тайны. Он не украл эти бумаги, а получил по почте в конверте. Это нормальная практика СМИ. Не смогли доказать тот факт, что он является членом какой-то организованной преступной группировки. Я уже не говорю о том, что, согласно экспертизе, эти письма не являются государственной тайной. Тем не менее Рамазана осудили по статье 172 часть 1 (“незаконное получение, разглашение государственных секретов, совершенное группой лиц”). Думаю, это просто месть власти за то, что он отказался сотрудничать с ней на первоначальном этапе и вообще вызвал слишком большой резонанс общественности. Мы будем бороться и оспаривать данное решение.

Гани КАСЫМОВ, депутат сената парламента РК:
Не сажайте журналистов!
- Я против того, чтобы в нашей стране судили журналистов. По поводу Рамазана Есергепова я делал устный запрос на заседании сената министру печати и информации Мухтару КУЛ-МУХАММЕДУ. Я спросил: почему министерство не оказывает содействия журналисту? Ведь одна из функций этого органа - защита представителей СМИ. На мой вопрос министр ответил, что суд во всем разберется. Вот он и “разобрался” - дал три года лишения свободы.
Мое личное мнение: во-первых, нужно принять все меры, чтобы, это не вошло в норму и у нас не стали сажать журналистов по любому поводу; во-вторых, внести такие изменения и дополнения в законодательство, в том числе в закон о СМИ, чтобы корреспонденты за печатное слово не подвергались строгому уголовному преследованию. За мысли и слова ни в одной демократической стране не осуждают, тем более не сажают в тюрьму. Почему сразу приняли такое строгое наказание? Он что, уголовник? Можно было найти альтернативные меры наказания. Это уже вопросы к судебной системе, которая у нас оставляет желать лучшего. Думаю, это дело нельзя оставлять вот так, а нужно добиваться апелляции.

Надежда ПЛЯСКИНА, Алматы
Поделиться
Класснуть