16674

Бахытжан ДОСПАНОВ - Танирбергену БЕРДОНГАРОВУ: Ты лучше с агашками посоветуйся

В понедельник, 21 декабря, акимат Алматы получил из канцелярии премьер-министра запрос депутата мажилиса Танирбергена БЕРДОНГАРОВА по поводу ГКП “Алматыпаркинг”. Об этом в тот же день нам сообщил руководитель аппарата акима Алматы Бахытжан ДОСПАНОВ (на снимке).

Напомним, 9 декабря на пленарном заседании мажилиса Бердонгаров раскритиковал работу “Алматыпаркинга” и поставил под сомнение необходимость подобной структуры (“Издержки кассовой борьбы”, “Время” от 12.12.2009 г.). Руководитель аппарата акима Алматы, которому подчиняется ГКП “Алматыпаркинг”, пообещал нам прокомментировать заявление депутата сразу же после празднования Дня независимости. В понедельник он сдержал обещание.
- Я поражаюсь Бердонгарову, - говорит Бахытжан Доспанов. - Я бы понял, если бы об этом сказал, допустим, депутат КОСАРЕВ. Но Бердонгаров - молодой человек, который вырос уже при рыночных отношениях. И он оперирует цифрами, которые абсолютно ничем не подтверждены. Ему лишь бы болтнуть и создать себе какой-то имидж. Вот это меня просто-напросто сшибает с ног. От Карима МАСИМОВА пришел нам запрос Бердонгарова. В нем он пишет: “В Алматы насчитывается около 900 тыс. автомобилей”. Я согласен. Более 500 тыс. машин состоят в городе на учете, неофициально их намного больше. Плюс ежедневно в Алматы въезжает порядка 300 тысяч авто. Бердонгаров пишет: “600 тысяч из них паркуются в городе три раза в день на автостоянках, которые принадлежат “Алматыпаркингу”. Я хочу через вашу газету передать этому Бердонгарову официальные цифры. На самом деле в ГКП “Алматыпаркинг” числится 35 дневных автостоянок общим количеством 2700 машино-мест и 78 ночных автостоянок, рассчитанных на 3600 машин. Если умножить 2700 автомобилей, которые паркуются на автостоянках по три раза в день, как говорит депутат, то получится, что за день паркуется 8100 машин. Округлим до 10 тысяч и умножим на 50 тенге - получится полмиллиона тенге в день. Готовясь прокомментировать заявление депутата и его запрос, я несколько дней специально наблюдал за парковщиками. И вот что заметил: из 10 машин как минимум половина уезжает, не заплатив за парковку. Такой мониторинг делал не только я, но и налоговый комитет, и финансовая полиция, причем неоднократно. Но остановимся на цифре ежедневного дохода в полмиллиона тенге. Это ведь не 180 миллионов, о которых пишет в своем запросе Бердонгаров! Я понимаю, если бы он ошибся на 20-50 процентов, но не в триста же раз! Поэтому я предлагаю этому молодому человеку дружить с математикой - есть такой школьный предмет. И прежде чем делать громогласные заявления в присутствии народных избранников, нужно было разобраться, а не идти на поводу у слухов.
Что касается жалоб на сотрудников “Алматыпаркинга”, у меня нет никаких сомнений, что те факты, о которых пишут и говорят, имеют место быть: и грубое отношение, и порча машин, и т.д. Но мы с этим боремся. За этот год по отрицательным мотивам из ГКП были уволены 68 человек.
Отмечу, что кроме парковок “Алматыпаркинга” в городе работает 400 автостоянок, рассчитанных на парковку 100 тысяч машин. Сравните эту цифру с 10 тысячами ежедневных машино-мест “Алматыпаркинга” - и вам сразу станет ясно, что вешать всех собак на это ГКП, мягко говоря, безответственно. Бердонгаров мог приехать на место, подтянуть налоговиков, финансовую полицию, чтобы детально во всем разобраться (он же может это сделать, так как является депутатом!), и только после этого предъявлять какие-то обвинения в присутствии своих коллег, а тем более в такой серьезной и тиражной газете, как ваша.

Бахытжан ДОСПАНОВ - Танирбергену БЕРДОНГАРОВУ: Ты лучше с агашками посоветуйся- Как вы думаете, почему Бердонгаров обеспокоился этим вопросом? И почему молчат другие депутаты? Ведь к ним наверняка алматинцы также обращались с жалобами на ГКП.
- Пусть он сам ответит на этот вопрос. В мажилисе довольно много депутатов из Алматы, которые знают ситуацию в городе намного лучше, чем Бердонгаров. Мой ему совет: прежде чем говорить такие вещи, ты лучше с агашками посоветуйся, а не прыгай выше головы.
Но вернемся к ситуации с парковками. Еще в 1995 году было решение акима города: чтобы упорядочить движение транспорта в Алматы, необходимо передать земли общественного пользования структуре, которая будет заниматься парковкой и взимать за нее плату. Вы же помните времена, когда к Зеленому базару невозможно было подъехать. Сейчас ситуация изменилась. ГКП “Алматыпаркинг” было создано не от хорошей жизни и не потому, что кому-то наверху захотелось получить дополнительный заработок в виде сборов с водителей, как думают некоторые, в том числе и народные избранники. Если бы эту компанию не создали, в городе был бы сейчас полный бардак с парковкой. И если на основании запроса Бердонгарова ликвидировать ГКП, то в Алматы наступит полнейшая вакханалия.

- Во время вашего предыдущего интервью нашей газете вы заявили, что решать проблему парковки в Алматы будут по опыту Загреба (см. “ЗАГРЕБут по полной”, “Время” от 8.8.2009 г.).
На какой стадии находится реализация этого проекта?
- Недавно в город приехали загребчане, которые будут вникать во все это дело и реализовывать проект. Они приехали с деньгами, но есть одна нестыковка - земля не является собственностью ГКП “Алматыпаркинг”. Она даже не передана ему во временное пользование. И инвесторы задаются справедливым вопросом: мы вложим в проект 7-10 млн. евро, а какие гарантии получим, если у вас нет своей земли? В Астану, в Кабмин направлены документы о присвоении Алматы особого статуса (его принятие позволит гор-акимату решать подобные вопросы самостоятельно). В нем все эти моменты указаны.

- То есть земля будет передана в собственность ГКП?
- Да. Или хотя бы в аренду. Но там земли-то совсем чуть-чуть. Вообще при наличии такого громадного автопарка, какой сегодня присутствует в южной столице, “Алматыпаркинг” должен быть мощнейшей организацией со своим серьезным уставом, полномочиями и землей, которая будет у них в аренде или в собственности. Парковка автомобилей - это порядок в городе. И все алматинцы об этом знают.

- Так что же, вы или руководство “Алматыпаркинга” будете требовать от Бердонгарова принести извинения?
- Нам его извинения не нужны.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Комментарий в тему

Бахытжан ДОСПАНОВ - Танирбергену БЕРДОНГАРОВУ: Ты лучше с агашками посоветуйсяАйнур КУРМАНОВ, председатель республиканского общественного объединения “Талмас”:
“Алматыпаркинг” - кормушка для чиновников
- Я считаю, что депутата Танирбергена БЕРДОНГАРОВА необходимо поддержать, так как он прав. ГКП “Алматыпаркинг” - непрозрачная компания. Насколько законен сбор ее сотрудниками денег с водителей? В Алматы очень много машин. И если с каждой из них собрать по 50 тенге, то наберется внушительная сумма. Насколько контролируемы эти финансовые потоки? С этой компанией необходимо разбираться: куда идут собранные средства, каким образом они расходуются? Было бы понятно, если бы суммы, которые она собирает, шли на ремонт дорог, строительство новых паркингов, закуп и установку паркоматов. Но этого нет. Львиная доля паркингов, которые находятся в распоряжении ГКП, расположены прямо на проезжей части, возле крупных учреждений, торговых центров. Фактически получается, что ГКП делает деньги из воздуха, не давая городу взамен ничего. Самое интересное заключается в том, что земли, на которых расположены паркинги, не являются собственностью ГКП. “Алматыпаркинг” их даже не арендует! Видимо, кто-то придумал непрозрачную и весьма эффективную схему отмывания внушительных финансовых средств, которые собираются, с моей точки зрения, незаконно! Я считаю, что эта компания городу не нужна. В том виде, в котором она существует, пользы от нее никакой. Это просто кормушка для чиновников.
Поделиться
Класснуть

Свежее