7908

О свободе, взбучке и чувстве собственного достоинства

О свободе, взбучке и чувстве собственного достоинстваОписывая условия содержания в колониях, я не преследую цели вызвать жалость или сочувствие к преступникам, хотя нормальному обществу гуманность свойственна. Рассказывая о ситуации в местах лишения свободы, о действующих там правилах и взаимоотношениях, я, во-первых, исхожу из принятого в международной практике принципа “люди приходят в тюрьму наказанными, а не за наказанием”. Они наказаны лишением свободы, а не полуживотными условиями содержания и постоянными унижениями человеческого достоинства. Во-вторых, эти условия, эти правила, эти взаимоотношения, как мне кажется, сильно похожи на такие же на воле, только проявляются более рельефно, более выпукло, отражая глубинные проблемы нашего государства и общества. Поэтому начну с некоторых общих рассуждений.

Одно из самых главных отличий наших граждан от граждан развитых демократических государств - это отношение к свободе и человеческому достоинству. Для подавляющего большинства наших людей, к сожалению, свобода не представляет самостоятельной ценности. Они не готовы за нее чем-либо жертвовать, они в ней не очень нуждаются. Я даже сказал бы, что переход от царизма через более чем семьдесят лет советского тоталитаризма к современному постсоветскому обществу привел к формированию определенного типа общественной психологии, основанной на покорности перед государством, привычке к подчинению, нежелании и неспособности к гражданскому сопротивлению, готовности отдать остатки человеческого достоинства ради сиюминутной выгоды.
Свобода представляется чем-то ненужным, неосязаемым, она не представляет никакой ценности, она вообще иллюзорна. А те, кто пытается ее отстаивать, раздражают и власти, и само общество. Более того, сторонники авторитаризма, активно используя изощренные демагогические приемы, дискредитируют само понятие свободы. Из уст высокопоставленных официальных лиц нередко можно услышать: нам не нужна свобода, так как это хаос, вседозволенность и распущенность. Поскольку дискуссии на нашем телевидении давно уже нет, невозможно спросить: откуда вы это взяли? Почему вы решили, что сторонники соблюдения политических прав и гражданских свобод ратуют за анархию и абсолютную бесконтрольность?
Свобода - это возможность действовать по своему выбору всегда и везде, но при этом не нарушая запретов - юридических и морально-этических. А запреты должны быть основаны на уважении прав человека, человеческого достоинства и быть разумными. Нет необходимости говорить, что запреты на пропаганду насилия и порнографии, оскорбления и унижения, хамства и грубости никоим образом не являются ограничением свободы. Поскольку они обоснованны и разумны. В то же время необоснованные и неразумные ограничения ущемляют свободу и лишают человека возможности действовать по своему выбору.

Используя эти рассуждения о ценности свободы применительно к нашим исправительным учреждениям, можно сказать, что лишение свободы не рассматривается ни обществом, ни тюремной системой как наказание само по себе. Поскольку свобода не ощущается как важнейшая составляющая человеческого бытия, как одна из основных ценностей человечества, то и лишение ее не рассматривается как самое серьезное наказание. Поэтому, как мне представляется, тюремная система настроена на то, чтобы к самому лишению свободы добавить максимально жесткие условия содержания. Что для этой системы, да и, наверное, для всего общества, и является действительным наказанием. То есть отсутствие горячей воды и теплого туалета, нормального постельного белья или удовлетворительного питания, условий для прогулок и отдыха и т.д. - это не только и не столько отсутствие экономических возможностей, сколько убежденность тюремной системы в том, что тюрьма - это не санаторий и так этим преступникам и надо. К лишению свободы обязательно нужно добавить унижающие достоинство условия и обращение. Более того, здесь такой простор для произвола тюремного персонала, что формы и методы его многообразны.
Подобное отношение к свободе как к таковой и непонимание, что лишение свободы и есть самое суровое наказание, приводит к искреннему возмущению и раздражению сотрудников наших правоохранительных органов, да и наших граждан, когда они видят тюрьмы в Европе, осужденных, работающих на компьютере в камере, где есть душ с горячей водой и чистые туалеты. Для них это является признаком того, что там “нянькаются” с преступниками и бесятся с жиру. Для них это не лишение свободы и не наказание. И изменить это восприятие невозможно, пока не изменится отношение к свободе самого общества, а общество пока само построено на принципах командно-административной системы, системы власти и подчинения, где главными движущими механизмами являются взбучка, накачка и пинок.

Одна из главных характеристик свободного человека - это уважение собственного достоинства и требование, чтобы это достоинство уважалось другими, и прежде всего государством, государственной властью.
Уважение человеческого достоинства вообще лежит в основе концепции соблюдения прав и свобод человека. Без этого нельзя говорить ни о демократии, ни о верховенстве права, ни даже о морали и нравственности.
Все люди рождаются равными в правах, и ничье достоинство не может оскорбляться и не уважаться. Это исходная посылка Всеобщей декларации прав человека.
К сожалению, как свобода не является для нашего государства и общества самостоятельной ценностью, так и уважение человеческого достоинства не является императивом.
Несколько лет назад на совещании в Министерстве образования Казахстана обсуждался вопрос о разработке методических указаний по преподаванию прав человека в средней школе. И представителям нашей правозащитной организации был задан вопрос: можем ли мы помочь с разработкой таких методических указаний?
Мы ответили, что это несложно сделать, поскольку в международной практике есть множество разработок, учебников, методических пособий, в том числе и адаптированных к нашей посттоталитарной действительности. Мы сказали, что готовы оказать любую посильную помощь, использовать наши знания, опыт, хорошие контакты с зарубежными разработчиками таких курсов.
Но мы задали простой вопрос: кто будет преподавать курс прав человека в наших школах? Ведь преподавать права человека, основанные на уважении человеческого достоинства, может только свободный, демонстрирующий уважение своего собственного достоинства и достоинства других учитель.
До того как начать преподавание курса прав человека в школе, надо освободить учителя. Освободить от “прокрустова ложа” жестких установок сверху, единственно правильных учебников и интерпретации истории, политического развития государства и общества. Освободить от перешедшей из советского прошлого традиции учить методом “вбивания в мозги” правильных знаний, а не воспитанием свободно мыслящего, умеющего сомневаться, рассуждать, анализировать, дискутировать человека. Сделать уважение человеческого достоинства в школе приоритетным.
Как будет преподавать права человека учитель, которого только что, иногда в присутствии учеников, словесно высекли, иногда с применением близкой к нецензурной лексики, директор школы, завуч или проверяющий из департамента образования?
Как будет рассказывать об императиве уважения человеческого достоинства учитель, который получает зарплату, еле-еле позволяющую сводить концы с концами?

Учитель, который в сельской школе должен вести несколько предметов сразу, который получает взбучку за все, что происходит в его классе, хотя он не в состоянии обеспечивать сколько-нибудь эффективное классное руководство в переполненном классе и с нагрузкой, не оставляющей времени ни на что.
Учитель, который обеспечивает выборы, добровольно-принудительно участвует в помпезных общественно-политических мероприятиях, через подписку поддерживает общегосударственные и местные официальные газеты или членскими взносами - партию “Нур Отан”.
Преподавание прав человека - это очень тонкая сфера образования. Любая неискренность здесь делает бессмысленным весь курс. А ведь дети фальшь, неискренность, неверие самого учителя в то, что он преподает, почувствуют сразу же. И тогда сама концепция прав человека и уважения человеческого достоинства становится чем-то абсолютно абстрактным, не применимым в обычной жизни.
То, что уважение человеческого достоинства не является необходимым атрибутом нашей жизни, проявляется везде.
Меня всегда интересовало, как чувствуют себя министры, акимы, банкиры, руководители предприятий и учреждений, когда их иногда на больших совещаниях с участием прессы, иногда демонстрируя это по телевидению, распекают за какие-нибудь действительные или мнимые просчеты в работе? Распекают, особо не стесняясь в выражениях и не заморачиваясь всяким там человеческим достоинством. Отчитывают, как детей, оскорбляют, унижают и т.д.
Хотел бы узнать, как на это реагируют их родные, дети, друзья, знакомые?
Ведь речь идет о казахстанской элите, о людях, которые в основном своим трудом, знаниями, активностью делали карьеру, поднимались вверх по социальной лестнице. Ведь обычно к ним относятся с уважением.
И, как мне кажется, здесь-то и зарыта собака.
К ним относятся с уважением не потому, что они просто люди и нужно уважать их человеческое достоинство, а потому что они акимы, министры, руководители. То есть уважают не человека, а должность, положение. И размер уважения уменьшается или увеличивается с изменением этого самого положения или должности.
Вообще я выбрал неправильное слово “уважение”. Нужно говорить не об уважении, а о признании факта того, что данное лицо влиятельно, и об опасении, что с ним связываться не надо, тем более конфликтовать, или, наоборот, при хорошем отношении можно что-нибудь получить.
Такой вот прагматичный подход к взаимоотношениям с властью.

Уважение человеческого достоинства заменено признанием силы денег, силы власти, силы влияния. Неважно, что достаточно часто это признание с кукишем в кармане, признание, которое исчезает одновременно с разорением, снятием с должности, потерей влияния. Примеров - более чем…
Тем не менее этот тип отношений превалирует в нашем обществе, и именно он лежит в фундаменте командно-административной системы или властной вертикали.
При непризнании свободы как высшей ценности, а уважения человеческого достоинства как императива во взаимоотношениях людей данная система может работать только при помощи максимальной централизации власти с использованием взбучки, накачки и пинка как основных средств достижения управленческой цели.
Поэтому если идти сверху вниз, то президент может устроить взбучку и накачку всем, премьер-министр - почти всем, министр и аким - в пределах своих ведомств и регионов, руководитель - внутри своего предприятия или учреждения. Кончается эта властная пирамида на маленьком клерке в государственном учреждении или рядовом сотруднике полиции, контролере в исправительном учреждении. Они получают взбучки и накачки от всех вышестоящих. А ниже - только граждане или зэки в колониях.
У обычных граждан, допустим, мужского пола остаются еще жены, дети, а у последних - только кошки и собаки.
Я сознательно несколько гиперболизирую описание ситуации, чтобы продемонстрировать, как работает система, в которой уважение человеческого достоинства не является приоритетом.
С результатами этих рассуждений и можно попытаться описать условия содержания и обращения с заключенными в наших тюрьмах.

Евгений ЖОВТИС, колония-поселение 156/13, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Усть-Каменогорск

Ссылки по теме:

Евгений ЖОВТИС
Записки колониста
Какими они выйдут на свободу?”, “Время”, № 106 от 24.7.2010 г.
ИВС: взгляд изнутри”, “Время”, № 197 от 27.7.2010 г.
СИЗО”: по продолу до шконки”, “Время”, № 108 от 28.7.2010 г.
Приговор: прочь разумные сомненья!”, “Время”, № 110 от 31.7.2010 г.
По этапу”, “Время”, № 114 от 7.8.2010 г.
Поделиться
Класснуть

Свежее