9012

Цена жизни - 5 миллионов

Цена жизни - 5 миллионовКомитет солдатских матерей Астаны и Акмолинской области и родители погибшего 3 декабря прошлого года солдата Рафаэля БАДРУТДИНОВА отвоевали у Министерства обороны 5 млн. тенге. Именно столько по решению суда военное ведомство должно заплатить Бадрутдиновым за гибель сына.

Как мы уже писали, рядовой Бадрутдинов успел отслужить в войсковой части № 82796 поселка Гвардейский Жамбылской области всего 20 дней. 11 ноября он был жестоко избит своим командиром - сержантом Нурмаханом УНГАЛТАЕВЫМ - и в результате скончался, не приходя в сознание. За систематические издевательства над солдатами 13 апреля 2010 года Унгалтаев был приговорен Военным судом РК к 9 годам лишения свободы (см. “Не дожил до присяги”, “Больше нельзя меньше”, “Время” от 3.3. и 17.4.2010 г.).
24 мая отец погибшего солдата Равиль БАДРУТДИНОВ и председатель комитета солдатских матерей Людмила КОСТЕНКО подали на Министерство обороны иск в Есильский районный суд Астаны о возмещении морального и материального вреда на общую сумму 12,3 млн. тенге (см. “Военно-полевой кошмар”, “Время” от 26.5.2010 г.). В июле судья Кайрат ДЮСУПОВ оценил моральные страдания семьи в 1 млн. тенге, а материальные расходы - в 107 тысяч тенге.
На это решение незамедлительно последовал протест прокурора Есильского района Астаны Ержана БУЛЕГЕНОВА, в котором он просил апелляционную инстанцию столичного горсуда поднять размер компенсации морального вреда до 5 млн. тенге. И - о чудо! 27 августа апелляционная коллегия удовлетворяет просьбу прокуратуры.
- Это своего рода прецедент, поскольку за всю историю моей работы только дважды семьям погибших солдат судами назначалась выплата 5 млн. тенге компенсации морального вреда. Первый случай был в 2003 году, когда ответчиком выступила Пограничная служба КНБ РК, - рассказала нам Людмила Костенко. - Однако мы намерены обжаловать и это решение в кассационном порядке, поскольку суды необоснованно занизили сумму материального вреда. Представляете, они вычли из запрошенной нами суммы 270 тысяч тенге, которые родители Рафаэля якобы получили на бальзамирование и захоронение сына!

- Уму непостижимо, о чем думала комиссия войсковой части № 82796, когда в акте описи личных вещей и ценностей погибшего военнослужащего Бадрутдинова написала, что при нем находились “деньги на похороны в размере 200 тысяч тенге, 70 тысяч тенге - деньги на вскрытие и бальзамирование, мешки с мукой, сахаром и рисом”, - продолжила Людмила Костенко. - Даже врачебное свидетельство о смерти в этом акте есть! Это что ж, значит, Рафаэль ехал служить и загодя привез с собой деньги на собственные похороны? Но вопреки здравому смыслу суды учли этот акт при вынесении решений.
В нынешнем году это уже вторая победа Людмилы Костенко в бумажной войне за интересы военнослужащих и их семей.
13 июля 2010 года выплату 3,5 млн. тенге морального и материального вреда родителям погибшего солдата-пограничника Каната КУАНДЫКОВА присудила кассационная коллегия столичного горсуда (см. “Родина, ответь за солдата!”, “Время” от 18.5.2010 г.). Канат погиб от побоев своего сослуживца по погранзаставе “Тасты” в Восточном Казахстане Мадияра ТУЛЕУОВА 8 апреля 2009 года, пролежав в коме больше месяца.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

ТОЛЬКО ФАКТЫ

С 1995 года Людмила Костенко вместе с Комитетом солдатских матерей помогла нескольким десяткам семей выиграть судебные тяжбы. Вот самые яркие примеры.

8 ноября 1995 года Айбек БИРМАГАМБЕТОВ получил тяжелое увечье в войсковой части № 3514 города Курчатов Семипалатинской области. Он отсудил у главного управления внутренних войск РК 300 тысяч тенге морального ущерба.

30 сентября 1999 года Александр КАЗАНЦЕВ был повешен на территории войсковой части № 55009 в Алматы . В октябре 2003 года мать военнослужащего Надежда КАЗАНЦЕВА отсудила у Министерства обороны 300 тысяч тенге морального вреда.

27 мая 2001 года Дмитрий СТАЦЕНКО погиб в войсковой части № 32363 в Капчагае, отравившись с девятью своими сослуживцами технической жидкостью, содержащей этиленгликоль. Расследование этого случая санитарно-гигиеническим отделом санэпидцентра Минобороны РК показал: солдаты пили из фляжек, которые личному составу не выдавались и должны были храниться в вещевом складе. Судебно-медицинская экспертиза показала - незадолго до смерти Стаценко был жестоко избит. Мать Дмитрия Валентина СТАЦЕНКО отсудила у Минобороны 300 тысяч тенге.

3 декабря 2002 года Василий ВАСИЛЬЕВ умер от лейкоза и туберкулеза, отслужив чуть меньше года в войсковой части внутренних войск МВД РК № 5511 в Семипалатинске. Мать Василия Галина ТУМАУСКАЙДЕ подала в суд на МВД и Комитет внутренних войск иск о возмещении морального и материального вреда из-за несвоевренного комиссования сына, что и стало причиной его смерти. Отсудила 1 млн. тенге.

13 ноября 2003 года Бек СЕЙДЕКОВ был избит сослуживцем Абдинуром БАЙТУКАЕВЫМ на территории войсковой части № 30212 поселка Отар Алматинской области и получил увечье, в результате - комиссован. Отсудил у Министерства обороны 500 тысяч тенге морального вреда.

14 января 2004 года Дмитрий ЯМКО погиб в войсковой части № 40275 поселка Сарыозек Алматинской области в результате побоев от сослуживца ШАМИШЕВА, который впоследствии был приговорен к 9 годам лишения свободы. Отец солдата Петр ЯМКО отсудил у Министерства обороны 1 млн. 150 тысяч тенге морального ущерба.

12 февраля 2004 года Ерболат БИРИМЖАРОВ погиб от побоев сослуживцев на территории войсковой части № 74261 города Жаркент Алматинской области. По делу о гибели солдата к различным срокам лишения свободы приговорены 8 человек. Отец военнослужащего Нуркали БИРИМЖАРОВ отсудил у Министерства обороны 1,5 млн. тенге компенсации за моральный вред.
Поделиться
Класснуть